ТАНКРЕД И ЭРМИНИЯ. 1630-е гг. Санк-Петербург. Государственный Эрмитаж Пуссен 11594—16651.
Статьи об искусстве
->
Среднее
Все величаво в этой картине, раскрывающей зрителю особый мир героической поэзии: широкая долина, окруженная невысокими горами, группа из трех фигур на переднем плане, образующая правильный треугольник, статные кони, горделивые силуэты которых рисуются на фоне неба, пылающего золотистым закатом. И вместе с тем эта устойчивая, строго уравновешенная композиция, построенная по правилам классицизма, не только не создает ощущения холодной расчетливости, как в стандартных произведениях этого стиля, но пронизана тревожной взволнованностью, каким-то беспокойным трепетом. Сюжет заимствован художником из эпической поэмы итальянского поэта Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». В ней на фоне описания героических подвигов крестоносцев рассказывается о преданной любви сарацинской принцессы Эрминии к рыцарю Танкреду. Спеша к своему возлюбленному, девушка случайно наткнулась на него, тяжело раненного в единоборстве с вражеским воином. Вечерняя тень уже пала в долине, но на небе еще горит заря, ложась тревожными отблесками на фигуры. Простерто тело обессилевшего от ран Танкреда. Только что спешились Эрминия и ее спутник, склонившийся над раненым рыцарем. Порывистым движением, будто вся трепещущая от страха и волнения, спешит девушка обрезать мечом свои длинные золотистые волосы, чтобы перевязать ими раны любимого. Драматизм сцены выражен прежде всего движением фигур, пространственным ритмом композиции, напряжением интенсивных и звучных цветов. Психологическая выразительность лиц и жестов не интересует художника; в этом смысле Никола Пуссен полная противоположность своим современникам — Рембрандту и Веласкесу. Но эмоциональная содержательность происходящего выявлена не менее ярко, чем у этих прославленных мастеров психологии. Выявлена по-своему. Резкий контраст образуют бессильное тело Танкреда и порывистая, будто наэлектризованная волнением, Эрминия. Достаточно посмотреть, как мечется контур ее развеваемой ветром одежды, как скользит торопливыми бликами свет по ее фигуре, как винтообразно все ее патетически страстное и одновременно полное настороженной нежности движение, ощущаемое особенно остро рядом с вялыми, соскальзывающими формами тела рыцаря.
Композиция, как мы уже говорили, построена по правилам классического треугольника. Но и здесь не получается покоя. Ритм, начинающийся у ног Эрминии и Танкреда, раздваивается: медленно, будто с усилием, чуть приподнимается раненый, и сильным, динамическим рывком взметнулась Эрминия. Движение ритма от тела поверженного, ускоряя свой темп, переходит на склоненную фигуру оруженосца, чтобы, поднявшись волной — ее гребень отмечен султаном шлема, — вновь привести взор к Эрминии, нежная белизна лица которой, светлое золото волос, оттененное холодной сталью меча, четко рисуются на фоне глухого в этом месте багрянца неба. Так «классический треугольник» превращается в какое-то подобие закручивающейся воронки. Но и этого мало. Два коня, рыжий слева и белоснежный позади Эрминии, замыкают сцену, придавая ей еще большую напряженность: тревожная подвижность ритма, сжатая с обеих сторон крупными массами лошадей, пульсирует еще интенсивнее. Но кони не только замыкают, а одновременно и размыкают композицию, создавая ощущение почти головокружительного прорыва пространства вдаль, туда, где горит, обнимая все небо, тревожный закат. Левый конь в сильном ракурсе повернут в глубину, взгляд соскальзывает с его массивного крупа и через высоко поднятую голову уходит в пустое пространство. И тут взор вновь останавливается на головке Эрминии, затем на ее коне, белизну которого по контрасту подчеркивает брошенное на его спину золотисто-оранжевое покрывало, и, наконец, снова возвращается к переднему плану. Получается сложное, двойное ритмическое движение: одно, пронизывающее три фигуры, другое, «всасывающее» композицию в глубину пространства и резко «выталкивающее» ее вперед. Так предельно насыщенная динамика создает общее настроение драматической страстности, эпически значительной взволнованности. Героическая торжественность пейзажа, монументальность целого дают почувствовать, что перед нами не обыкновенные люди, не повседневная жизнь, но исключительная драма особой породы людей, с высокими страстями и нравственной доблестью. В этом Пуссен выступает как истый классицист, ищущий в искусстве возвышенного и прекрасного. Но вся обстановка, немного сказочная в своей необычности, а главное, сосредоточенность вокруг образа главной героини картины — Эрминии, воплощающей в себе идеал самоотверженной любви, придают полотну Пуссена такую яркую эмоциональность, такую подлинность чувств, что мы ощущаем здесь не наглядный урок классицистической размеренности, но свободный полет человеческих чувств. Ведь недаром Пуссен, этот признанный глава французского классицизма в живописи, почти всю жизнь прожил в Италии, вдали от строгого чопорного двора Людовика XIV, весь погруженный в утопические мечты о прекрасном мире, где живет высокая человеческая страсть и подлинная, ненаигранная героичность.
Автор - М. В. АЛПАТОВ
18.08.2006
Комментарии
Добавить комментарий
|
Статьи об искусстве
| 18.08.2006 14:09:58 ИЗОБРАЖЕНИЕ БИЗОНА. РОСПИСЬ В ПЕЩЕРЕ АЛЬТАМИРА. Испания
Начало художественного творчества человека относится к древнейшим этапам его истории. Во всяком случае, его первый «расцвет» засвидетельствован памятниками, относящимися к эпохе верхнего палеолита — древнего каменного века, когда люди не знали еще ни скотоводства, ни земледелия и в суровой борьбе с природой добывали пропитание собирательством, охотой и рыбной ловлей.
| | 18.08.2006 20:24:06 СПЯЩАЯ ВЕНЕРА. Ок. 1508. Дрезден. Картинная галерея Джорджоне /ок. 1477—1510/.
Безмятежным покоем и какой-то особой мечтательной задумчивостью веет от этой картины, написанной венецианским художником Джорджо ди Кастельфранко, прозванным Джорджоне. На переднем плане, у самого края картины покоится объятая легкой дремой обнаженная молодая женщина. Позади расстилается пейзаж — небольшие холмы, плавно уходящие вдаль, дома на пригорке справа, несколько деревьев, голубые скалы...
|
Наша галерея искусства
- Государственная Третьяковская Галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье… - Западноевропейская и Американская живопись из музеев США
На этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.
- Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прошлого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.
|