Главная страница сайтаГид по музеям мира и галереямМатериалы по искусствуНаша галерея искусcтваНовости культуры и искусстваПоиск по галерее искусстваВы можете с нами связатсяЛучшие ресурсы по искусствуАвторы которых мы рекомендуем
 

Венгерский Национальный музей

Музеи мира и художественные центры -> Венгрия

Венгерский Национальный музей

Венгерский Национальный музей


   Венгерский Национальный музей был основан в 1802 году. Значительную роль в этом сыграли идеи французского Просвещения, которые как во всей Европе, так и в Венгрии способствовали открытию для широкой публики некоторых аристократических коллекций. Созданию Нацио­нального музея в Венгрии способствовал еще один фактор: продолжавшееся несколько столе­тий владычество Габсбургов вызвало необы­чайно сильное национальное противодействие. Началась борьба за то, чтобы венгерский язык стал официальным языком Венгрии, за уваже­ние к памятникам венгерской истории и т. п. Эта борьба нашла свое выражение и в учрежде­нии Венгерского Национального музея и Ака­демии наук Венгрии. Основание Венгерского Национального музея связано с именем Ферен­ца Сечени, одного из талантливых, по-европей­ски образованных аристократов конца ХУШ— начала XIX века. Семья Сечени уже в конце XVDI века сознательно стремилась к тому, чтобы принадлежащие ей библиотека и коллек­ции постепенно превратились в государствен­ные, и начиная с 1786 года Сечени рассматри­вал свои собрания как базу для Государствен­ной библиотеки (учредителем которой он стал впоследствии). Основу собрания монет и ан­тикварных вещей Ференца Сечени составляли римские монеты из Сирмиума. Собирая кол­лекцию книг, он стремился к приобретению вен­герского и зарубежного материала, так или ина­че связанного с венгерским. В письме от 25 ноября 1802 года, которым Сечени официально передавал свои коллекции в дар нации, было . поставлено условие: даримая библиотека долж­на называться «Bibliotheca Hungarica Familiae Comitum Szechenyi Patriae Sacrata». С тех пор венгерская Национальная библиотека носит это название. В момент составления учредитель­ного письма коллекция библиотеки состояла из 11 884 печатных документов, 1150 рукописей, 142 томов географических карт и гравюр и 2019 гербов. К этому собранию в 1807 году были присоединены 2675 монет, антикварных пред­метов и несколько картин, зарегистрирован­ных в каталоге «Catalogue Nummorum Hunga-riae». Согласно 24-й статье закона от 1807 года весь этот материал стал достоянием венгер­ской нации. В честь основателя библиотеки в саду Национального музея установлен памят­ник.
   Уже в 1804 году библиотека была открыта для исследователей. В следующие годы Нацио­нальный музей значительно расширился за счет покупок и подарков. В 1814 году из библиотеки выделилось и стало самостоятельным храни­лище монет и антикварных предметов. В 1825 году был выпущен первый научный каталог этого собрания под названием «Cimeliotheca Musei Nationalis».
   Первым помещением для коллекций Нацио­нального музея стало здание пештского ордена св. Павла. Непосредственный надзор над Музеем осуществлял королевский наместник Иосиф, который с большой любовью и заботой отно­сился к делам и нуждам Венгерского Нацио­нального музея. Главной проблемой было по­дыскать подходящее для коллекции помещение. Уже в 1807 году наместник Иосиф заказал пештскому архитектору Йожефу Хилду проект здания Национального музея. Проект, однако, не был воплощен в жизнь, так как купленный для постройки Музея участок оказался маленьким и пожароопасным из-за окружающей тес­ной застройки.
   Спустя некоторое время этот участок обме­няли на другой, на котором и сейчас стоит Вен­герский Национальный музей. Однако строи­тельство было отложено на долгое время, и только Государственное собрание созыва 1836 года снова занялось этим вопросом. Проект здания наместник Иосиф поручил на этот раз пештскому архитектору Михаю Поллаку, и 28 декабря 1836 года был подписан договор на проектные работы. Строительство здания было начато 22 июня 1837 года, но в 1838 году оно было прервано из-за разрушительного навод­нения. Возведение здания Музея было закон­чено лишь в 1847 году. Строительство его про­должалось ровно десять лет. Длина фасада Му­зея 109 метров. Перед порталом расположен портик из восьми колонн римского ордена, ширина портика 34,7 метра. Тимпан фронтона украшает скульптурная группа мюнхенского скульптора Рафаэля Монти. Группа состоит из центральной фигуры Паннонии, окруженной ал­легорическими фигурами Науки, Искусства, Истории и Славы.
   В марте 1846 года в новом здании Музея от­крылась первая экспозиция — так называемая Галерея Пиркера. В начале 1848 года для пуб­лики были открыты все экспозиции.
   Наряду с Галереей Пиркера самостоятель­ным отделом Музея, располагавшим коллек­цией венгерской и зарубежной живописи, была картинная галерея Национального музея. Она получила название Венгерской галереи и явля­лась составной частью Галереи живописи На­ционального музея.
Значительная роль выпала на долю Нацио­нального музея во время освободительной борь­бы 1848 года. В саду Музея происходили выс­тупления пештской молодежи и народные сход­ки, а в парадном зале Музея заседала верхняя палата Национального собрания.
После поражения освободительной борьбы в жизни Национального музея настали тяжелые времена. Музей обложили большими налогами, его коллекциям угрожала отправка в Вену. Од­нако общественное мнение снова выступило в защиту интересов Национального музея. По инициативе  Венгерского  союза  женщин  был создан музейный сад. В пользу музейного сада шли сборы с устраиваемых в парадном зале Музея концертов, дирижером в которых часто выступал Ференц Эркель. В 1858 году концертом дирижировал Ференц Лист. Но правительство больше не заботилось о Музее, и здание его разрушалось. Коллекции почти перестали по­полняться новым материалом, и только Гале­рея приобрела за это время несколько ценных экспонатов. После того как в 1867 году было достигнуто соглашение между Венгрией и Авст­рией, положение Национального музея улучши­лось. Он получил постоянный бюджет, были оборудованы мебелью выставочные и библио­течные помещения, провели паровое отопление; вестибюль Музея был украшен росписью Кароя Лотца и Мора Тана. Однако парадный зал Му­зея, начиная с 1870 и вплоть до 1902 года, прави­тельство использовало в своих нуждах — для заседаний верхней палаты. Во главе Музея стал Ференц Пулски, в отделе древностей ра­ботали сначала Флориш Ромер, а позже Йо-жеф Хампел. В результате работы этих трех знатоков Венгерский Национальный музей до­стиг уровня европейских музеев. Благодаря их организаторской деятельности внимание всей страны было привлечено к работе по спасению древних памятников искусства и культуры, и в провинции один за другим стали возникать музейные объединения и музеи. В 1867 году археологический материал Национального му­зея был показан на Всемирной выставке в Па­риже. Следствием этого явились организован­ные в 1876 году в Будапеште Международный археологический и антропологический конгрес­сы, а в связи с последним была устроена вы­ставка наиболее значительного археологичес­кого материала Венгрии.
   В 1870-х годах в результате развития и расши­рения коллекций Национального музея от него отделились некоторые специальные коллекции, которые стали самостоятельными музеями.
   В 1870 году государство купило самую боль­шую венгерскую частную коллекцию — собра­ние графа Эстерхази — и на ее базе основало Государственную картинную галерею, в кото­рую были включены также собрания Пиркера и Ипойи. На базе объединения Государствен­ной картинной галереи с картинной галереей Национального музея образовался Музей изоб­разительных искусств, закон об основании ко­торого был принят в 1896 году. В 1884 году возникла Венгерская историческая галерея, ко­торую позже присоединили к Музею изобрази­тельных искусств, а с 1934 года она снова вошла в состав Национального музея.
В 1872 году в рамках Национального музея образовался самостоятельный этнографический отдел, возглавляемый Яношем Ксантусом, ко­торый обогатил коллекцию отдела, приобретя значительное число зарубежных материалов. В дальнейшем в деле собрания отечественного этнографического материала особенно выдаю­щиеся заслуги принадлежат Отто Херману и Яношу Янко. В 1925 году после многих вре­менных помещений отдел получил собственное здание. Самостоятельной административной единицей Этнографический музей стал только в 1947 году.
   В 1878 году образовался самостоятельный Музей прикладного искусства, материал кото­рого был отобран в 1885 году из коллекции Галереи древностей. В 1890 году был решен вопрос о строительстве здания для Музея при­кладного искусства на проспекте Юллёи.
   Музей естественных наук также возник как составная часть Национального музея. Осно­вателем его была жена организатора Нацио­нального музея Ференца Сечени, Юлианна Фештетич, которая в 1808 году подарила На­циональному музею богатую коллекцию ми­нералов. В 1870 году в составе Национального музея образовались три самостоятельных от­дела: минералов, ботанический и зоологиче­ский. Самостоятельный Музей истории естест­венных наук был создан в 1933 году.
Библиотека Сечени и Венгерский Националь­ный музей находились в ведении общей дирек­ции. В 1949 году они разделились, и в настоя­щее время Национальному музею принадле­жат только венгерские археологические и исто­рические коллекции.
   Во время второй мировой войны здание На­ционального музея сильно пострадало от снаря­дов (в него было семьдесят пять попаданий), двери, окна и крыша были уничтожены. Тяже­лый урон был нанесен коллекциям. Один за­пасник, полный мебели, ковров и ювелирных изделий, полностью сгорел. И все-таки, не­смотря на тяжелые потери, Музей быстро под­нялся из руин. Уже в 1948 году в его стенах была открыта первая временная выставка. В 1952 году закончилась полная реконструкция здания. В 1956 году, во время контрреволюции, здание вновь очень пострадало.
   Внутренняя структура Национального музея в основном сохранила традиционное деление, сложившееся в момент его образования. В на­стоящее время Музей включает следующие от­делы:
   Отдел археологии. Профиль отдела опреде­ляют археологические материалы от палеолита до X века, найденные исключительно на терри­тории Венгрии. К 1970 году в отделе насчиты­валось 337 167 экспонатов. Весь материал раз­делен на пять больших коллекций: палеолит (40 431 экспонат); первобытная эпоха (123 216 экспонатов); древнеримская эпоха (44 869 экспо­натов); эпоха переселения народов (84 228 экс­понатов) и коллекция исторической зоологии (44 423 экспоната), собранная в течение послед­них пятнадцати лет.
   В коллекциях отдела хранится много выдаю­щихся памятников культуры, имеющих меж­дународное значение. Среди многочисленных экспонатов коллекции палеолита — кусок кости черепа вертешсёлёшского предка человека, на­званного так по месту находки в селе Вертеш-сёлёш в 1965 году. Этот кусок черепа — самый древний в Европе и поэтому является уникаль­ным экспонатом. Достойны упоминания также шахтерские орудия из обнаруженных в Ловаше первобытных копий.
   Знамениты экспонаты коллекции первобыт­ной эпохи: урны из Центера, сосуд в форме по­возки из Будакаласа, золотые клады Галыптат-ской культуры из Фокору и Андялфёлда, курд­ские бронзовые, этрусские по стилю сосуды «цисты» и скифские золотые олени. В коллек­ции римской эпохи примечательны серебряный треножник из Полгарди, бронзовая пластина с законами из Осени, фрагменты колесницы из Шомодора, раннехристианский саркофаг из Сек-сарда и найденный в этом саркофаге сосуд, ста­туэтка из слоновой кости, изображающая Вак­ха, из Сомбатхея и, наконец, предметы, найден­ные при раскопках  Шагварского  позднерим-   Цского-раннехристианского кладбища. Коллек­ция эпохи переселения народов содержит экс­понаты, выдающиеся даже в мировом мас­штабе, например, такие, как предметы из рас­копок в Сегед-Надьсекшоше, принадлежавшие вождю гуннского племени, германские золо­тые клады из Силадыпомьо и Бакодпусты, а также найденные при раскопках в разных местах Венгрии (Боча, Озора, Кунагота и т. д.) изделия аварских племен.
   Отдел средних веков. К кругу коллекциони­рования этого отдела относятся памятники X—XVI веков. По данным 1964 года собрание насчитывает 48 822 экземпляра.
   Значительную часть его составляют памят­ники времени обретения венграми родины, в том числе пластины для украшения мешкооб­разных сумок кочевников, свидетельствующие о высокой технике обработки металла. В этой коллекции выделяются такие экспонаты, как корона византийского императора Константина Мономаха, водолей, имеющий форму кентавра, реликварий из Тренчена в форме мужской го­ловы, пряжка из Кидьошпусты, блюда, укра­шенные лиможской эмалью, кубок Палфи, го­тический книжный шкаф из первой публичной библиотеки страны в с. Бартфа, кубок короля Матяша, сокровища Ракоци и Эрдёди, относя­щиеся к XVII веку, украшенный эмалью золо­той кубок трансильванского князя Дёрдя I Ра­коци и т. д.
   Отдел нового времени. Отдел состоит из не­скольких коллекций разных профилей: оружия, ювелирных и текстильных изделий, мебели, керамики, музыкальных инструментов и дру­гого разнообразного материала.
   В 1964 году собрание насчитывало 33 793 вещи, среди них несколько экспонатов миро­вого значения: клавикорд Моцарта, баритон Эстерхази, арфа Марии-Антуанетты, рояли Бет­ховена и Листа. Подавляющая часть коллекции текстилий попала в Музей после 1945 года из разных собраний, в том числе и из коллекций Волфнера. Она состоит из изделий народного и так называемого господского шитья, одежды Екатерины Бранденбургской и расшитой ска­терти княжны Жужанны Лорантфи. Отдел но­вого времени содержит также коллекцию ме­бели и ювелирных изделий, среди которых достойны упоминания гарнитур мебели из регец-ского замка Ференца II Ракоци и сервиз из чис­того золота, принадлежавший Марии-Терезии.
   Нумизматический кабинет. Важнейшие кол­лекции этого кабинета: античная коллекция, со­держащая предметы греческой и римской эпох; коллекция монет варварских племен, в основ­ном кельтов, делавших монеты по греческим и римским образцам; коллекция венгерских мо­нет (вплоть до наших дней); коллекция памят­ных медалей и значков. В нумизматическом кабинете хранятся также такие экспонаты ми­рового значения, как римские золотые слитки из Красны, золотые солидусы V века н. э. из Сиканча, золотая монета в 100 дукатов тран­сильванского князя Михая Апафи; отчеканен­ная в Кёрмёцбане золотая монета в 100 дукатов с изображением св. Георга, датируемая нача­лом XVHI века; наконец, орден Золотого Руна и цепь к нему (XIX в.). В 1964 году в составе нумизматической коллекции насчитывалось 226 744 предмета.
   Историческая портретная галерея. Образова­лась в 1884 году. К кругу коллекционирования этого отдела относятся имеющие значение ис­торических документов портреты, гравюры и рисунки. Выдающимся экспонатом коллекции является «Портрет Ракоци» работы Адама Маньоки (1703). В 1964 году материал коллек­ции состоял из 84 638 предметов.
   Отдел документации. Этот отдел был орга­низован в 1952 году. К нему относится карто­тека всего музейного материала (каждая кар­точка снабжена фото), негатека и фототека. От­дел осуществляет учет и ревизию раскопок, ве­дущихся на территории Венгрии, и организует в государственном масштабе работы по спа­сению археологических памятников. Здесь же хранится касающаяся раскопок документация.
   Археологическая библиотека. Библиотека, как и отдел документации, была создана в 1952 году; является собранием книг специального, археологического профиля. В ней хранится 75 000 томов отдельных изданий и периодиче­ской литературы. Это одна из самых значитель­ных венгерских профессиональных библиотек.
   В состав Национального музея входят также реконструированные части ренессансного двор­ца короля Матяша в Вишеграде и относящийся к нему музей; замок Ракоци в Шарошпатаке с размещенным в нем музеем, дом в Моноке, в котором родился Лайош Кошут, и археоло­гический музей в Вертешсёлёше — стоянка пер­вобытного человека.
   В настоящее время в Национальном музее есть две постоянные экспозиции.
   Первая показывает самые значительные архе­ологические материалы периода от палеолита до конца IX века, найденные на территории Венгрии. При ее устройстве в размещении экс­понатов учтены последние достижения экспо­зиционной техники, что делает выставку одной из самых примечательных в истории Музея со времени его основания.
   Вторая экспозиция была создана в 1967 году. Ее материалы иллюстрируют историю Вен­грии со времени прихода венгерских племен в долину Дуная до середины XIX века. В этой экспозиции среди других экспонатов находятся самые лучшие образцы романской, готической и ренессансной венгерской архитектуры, в том числе полностью реконструированный один из вишеградских колодцев времен Анжуйской ди­настии — выдающийся образец готического ис­кусства резьбы по камню. Эта экспозиция соз­дана на базе не только собственного материала Музея, в ней использованы также материалы, принадлежащие другим музеям государствен­ного значения и церковным коллекциям, пре­доставленные во временное пользование На­циональному музею, чтобы все исторические периоды были представлены в экспозиции па­мятниками самого высокого качества.
   По старой традиции в парадном зале Музея часто устраиваются концерты. В последнее вре­мя обычаем стало выступление перед публикой крупных музыкантов, играющих на инструмен­тах, хранимых и реставрированных в Музее.
   Издания Музея: «Folia Archaeologica» (Анна­лы Национального музея), «Folia Historica», «Археологические тетради», а также неперио­дические издания: путеводители, складные фо­тоальбомы, популярные брошюры.

02.09.2006

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
Код подтверждения:

Статьи об искусстве

Живопись 1920-1930 годовНаши авторы об искусствеРаннееРусский натюрморт конца XIX - начала XX векаСреднееФранцузский портрет XIX века

18.08.2006 20:11:48
МИНИАТЮРА ИЗ РУКОПИСИ «ЛЕЙЛИ И МЕДЖНУН». ГЕРАТСКАЯ ШКОЛА. XV в.

В миниатюрах, иллюстрирующихпоэтические произведения средневекового Востока, мы восхи­щаемсябезудержнойфантазиейнарода,создав­шего искусство изумительной красоты. «И я... вдруг увидел девушку, подобную качаю­щейсяветви, стомнымиглазами, вытянутыми бровями и овальными щеками, и была она в ру­башке гранатового цвета и плаще из Сана, и ве­ликая белизна ее тела одолевала красоту ее ру­башки, из-под которой поблескивалидве груди...

18.08.2006 20:38:07
ПОРТРЕТ ЭТЬЕНА ДЮМУСТЬЕ. Ок. 1570. Пьер Дюмустъе /ок. 1540 — после 16001. Санк-Петербург. Государственный Эрмитаж

Первым жанром, который обрел самостоятель­ность, выделившись из традиционной религиоз­ной живописи средневековья, был портрет. Еще в XIV веке появились первые портретные изображе­ния как в живописи, так и в скульптуре. Но впол­не определился портрет в следующем, XV столе­тии, когда в разных странах Европы, прежде все­го в Нидерландах и Италии, живописные изобра­жения конкретных лиц получили широкое рас­пространение.

Архив "Статьи об искусстве"


  • Наша галерея искусства

    • Государственная Третьяковская Галерея

      Государственная Третьяковская ГалереяГосударственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье…

    • Западноевропейская и Американская живопись из музеев США

      Западноевропейская и Американская живопись из музеев СШАНа этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.

       

    • Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба

      Русский натюрморт конца XIX — начала XX века Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прош­лого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.

       

    20.08.2006 14:50:01
    И.И.Левитан. Лесные фиалки и незабудки.
    20.08.2006 14:56:55
    В. Д. Поленов. Больная.

    Архив "Наша галерея искусства"

  •  
     

    Музеи мира и художественные центры

    07.10.2006 10:03:59
    Государственная Третьяковская Галерея
    31.08.2006 14:46:54
    Национальный Музей Австралии

    Архив "Музеи мира и художественные центры"

    Рекомендую:
    Copyright © 2006 Olga Smirnova