Главная страница сайтаГид по музеям мира и галереямМатериалы по искусствуНаша галерея искусcтваНовости культуры и искусстваПоиск по галерее искусстваВы можете с нами связатсяЛучшие ресурсы по искусствуАвторы которых мы рекомендуем
 

Музей прикладного искусства

Музеи мира и художественные центры -> Венгрия

Музей прикладного искусства

Музей прикладного искусства


   Основание будапештского Музея прикладного искусства было одним из проявлений того своеобразного процесса, в результате которого во второй половине XIX века во многих странах Европы одинаковым путем возникли одинакового характера учреждения. В отличие от своих предшественников музеи декоративно-прикладного искусства, явившиеся характерными продуктами своего времени, образовались не на базе аристократических коллекций, а были созданы в результате требований широкой общественности. В задачи этих музеев входило собирание предметов быта и обстановки, окружающих человека и имеющих художественную ценность, а также обработка и хранение их с учетом того, что музей должен стать учебной, опытной базой для художников-декораторов всех последующих времен в их работе по созданию интерьера, отвечающего требованиям современности и художественности, способного украсить жизнь людей. Эта программа в основном актуальна и сейчас, хотя в деталях она претерпела большие изменения.Музей прикладного искусства
   Толчком для создания в разных странах музеев декоративно-прикладного искусства явился опыт больших всемирных выставок второй половины XIX века, а непосредственным примером послужило образование лондонского музея Соут Кенсингтон (ныне: Музей Виктории и Альберта). Вслед за лондонским музеем были созданы музеи этого нового типа и в других, расположенных ближе к Венгрии странах. В Венгрии, однако, в результате ее особого политического положения материальные и культурные условия для этого созрели только после исторического «соглашения» 1867 года.
   Желание венгерского общественного мнения впервые сформулировал Флориш Ромер в полных энтузиазма статьях. В 1872 году вопросами коллекций декоративно-прикладного искусства, их положения и размещения впервые занималось Государственное собрание. Начиная с 1872 года, Музей прикладного искусства регулярно фигурирует в государственном бюджете. Несмотря на множество трудностей начального периода существования, Музей под руководством сначала Кароя Пулски, позже — Дёрдя Рата достиг немалых успехов. Страна радостно приветствовала образование нового культурного учреждения, заграница отнеслась к этому с уважением. Были и трудности, связанные прежде всего с проблемой размещения растущих коллекций, и преодолеть эти трудности удалось только тогда, когда Енё Радипшч, ставший в 1887 году руководителем Музея, выхлопотал для него новое здание. Здание Музея было построено по проекту Эдёна Лехнера и Дежё Партоша в 1893—1896 гг. и открыто в год празднования тысячелетия Венгрии. В этом здании Музей размещен и в настоящее время. Часть здания занята некоторыми факультетами Высшей школы прикладного искусства.
   С самого начала здание являлось предметом дискуссий. И ныне многие критически относятся к его архитектуре в стиле «модерн», к его эклектичному экстерьеру, включающему вен-геризированную орнаментику. Но и сейчас огромное впечатление производит внутреннее пространство его купола, вестибюля из стекла и галерей.
   Рост и развитие Музея, положение его коллекций, популярные у публики выставки прервала первая мировая война. Вершители культурной политики послевоенного периода проявляли все меньше понимания в делах Музея. Несмотря на то, что в период между двумя мировыми войнами Музей стремился издавать научные материалы и устраивать выставки, на его работе все отрицательнее сказывались отсутствие государственной поддержки, препятствия в закупочной деятельности, постепенное ветшание здания, нехватка оборудования и кадров. В 1922 году Музей прикладного искусства стал частью Государственного венгерского объединенного собрания. Это собрание в 1934 году было преобразовано в Венгерский Национальный музей, и Музей прикладного искусства окончательно потерял самостоятельность. Развитие остановилось; в результате перегруппировки материала некоторые коллекции понесли убытки. Этот период застоя и регресса в жизни Музея усугубила вторая мировая война и вызванные ею повреждения здания. 1945 год застал здание и коллекции Музея в тяжелом положении.
    В первые годы после войны страна была занята решением огромных задач по восстановлению, но через несколько лет дошла очередь и до реставрации Музея прикладного искусства. С этих пор начался второй расцвет и беспрерывное развитие Музея на базе административной самостоятельности и постоянно растущих бюджета и кадров. Следствием этого явилась углубленная, отвечающая современным требованиям работа в научной, музеологической и лекционно-популяризаторской областях. Каждый отдел получил свою реставрационную мастерскую. В 1947 году к Музею прикладного искусства был присоединен Музей искусства Восточной Азии им. Ференца Хоппа. Дворец Дёрдя Рата (переданный Музею прикладного искусства в 1905 году его вдовой) позже стал частью экспозиции Музея под названием Музей Китая. В 1949 году административный отдел Музея прикладного искусства разместился в богатом настенной живописью Надьтетеньском дворце-музее, здание которого в стиле барокко после фундаментальной реконструкции используется также под выставки истории мебельного искусства.
   Отделы Музея, подробное описание которых следует ниже, хранят, в первую очередь, венгерский и европейский материалы декоративно-прикладного искусства, начиная с раннего христианства (в основном с XVI века) и кончая новейшими произведениями искусства.
   Отдел мебели. Здесь хранятся несколько образцов готической мебели и очень богатая коллекция мебели итальянского ренессанса, французского и среднеевропейского барокко. Выдающейся частью собрания является коллекция подписных работ выдающихся французских мастеров мебели, включающая эпохи барокко, рококо и классицизма (в настоящее время около 80 предметов). Коллекция английской мебели невелика, но содержит хорошо подобранные, ценные образцы.
    Богатый материал содержит коллекция венгерской мебели XVII века. В музее выставлены несколько полных гарнитуров мебели, целые интерьеры; например, полностью представлена аптека иезуитского ордена XVIII века из Кёсега и обстановка епископской библиотеки из Шю-мега. Прекрасными памятниками старой венгерской орнаментики являются кессонные расписные церковные потолки. Богатые образцы содержат коллекции мебели в стиле ампир и бидермейер. Отдел собирает также мебель ис-торизирующего стиля конца XIX века и в стиле сецессион, мебель начала XX века и, наконец, современные образцы. Собрание мебели дополняет коллекция музыкальных инструментов и деревянных резных досок для набивки тканей и для пряников. В коллекции пряничных досок много редких образцов XVII века. Все собрание мебели насчитывает около 3000 предметов.
    Отдел ювелирных изделий и торевтики. Самой ценной частью этой коллекции является группа венгерских и немецких (аугсбургских и нюрнбергских) изделий XVI—XVII веков, ре-нессансные и барочные блюда, столовые приборы, украшения и ювелирные изделия, оправленные в благородные металлы, из слоновой кости и полудрагоценных камней. Самой большой систематизированной частью коллекции являются фамильные сокровища Эстерхази. Предметы декоративно-прикладного искусства из сокровищницы Эстерх.пи попали в Музей прикладного искусства после второй мировой войны. Коллекция содержит выдающиеся образцы ювелирных изделий, драгоценностей, костюмов, вышивок и седел. Эту коллекцию семья  Эстерхази во время второй мировой войны хранила в своем дворце, и коллекция очень пострадала во время боев в Венгрии. Музей постепенно, один за другим реставрирует составляющие ее сокровища. Классицизм XIX века представлен в этом отделе Музея венгерскими, австрийскими, русскими, немецкими и французскими предметами, отражающими вкус буржуазии этих стран. Нужно выделить также коллекцию ювелирных изделий и драгоценных камней XVI—XIX веков, коллекцию эмали (включающую образцы всех существующих техник эмали) и коллекцию часов. В последней особого внимания заслуживают настольные часы XVII века в форме башен, часы дорожные, стенные и, наконец, карманные часы из золота и эмали французской, немецкой и нидерландской работы XVIII века.
    Коллекция бронзы включает старинную венгерскую церковную утварь, итальянскую мелкую пластику эпохи Возрождения, православные культовые предметы, французскую позолоченную бронзовую парадную посуду. Литье и кованые изделия из металла, медная и оловянная посуда дают возможность познакомиться с многообразием материальной культуры. Коллекция состоит примерно из 10 000 предметов.
    Отдел керамики и стекла. Собрание керамики и стекла — самое большое собрание Музея, насчитывающее около 26 000 предметов. В коллекции фаянса, кроме венгерских образцов, заслуживает внимания богатый материал ближневосточного, итальянского, немецкого и нидерландского фаянса. Искусство фаянса представлено, в частности, позднеренессансными немецкими кувшинами XVII века и коллекцией Ведгевуда. Дополнением к ним является коллекция кафельных плиток, предназначавшихся для покрытия стен и пола, а также печных изразцов.
   Коллекция фарфора включает большое количество предметов производства больших европейских мануфактур. Среди них особенно выделяются венская коллекция, насчитывающая больше 1000 предметов, а также коллекция предметов производства мейсенской, нимфен-бургской, санктпетербургской, севрской, хе-рендской и регецкой фабрик.
    Галерея стекла располагает образцами античного и средневекового художественного стекла (восточного и европейского). Здесь хранятся также предметы из венецианского, нидерландского и старовенгерского выдувного стекла, образцы граненого и гравированного стекла немецкой, чешской, русской и венгерской работы XVII века.
   Отдел текстилий. Наибольшую ценность отдела представляет коллекция восточных ковров (начиная с XVI века) и гобелены итальянской, фламандской, французской и немецкой работы. Выделяется также своей красотой собрание коптских тканей IV—VII вв.
   Отдел располагает замечательной коллекцией бархата, парчи, шерстяных тканей, главным образом итальянской и французской работы. Интересна также коллекция старого венгерского и европейского шитья.
    Заслуживают внимания разнообразная коллекция венецианских, брюссельских и венгерских кружев и ткани, выполненные в различной технике (с XV века до наших дней). Очень ценной является коллекция одежды. Всего в отделе хранится 18 000 произведений прикладного искусства.
Несколько небольших коллекций Музея объединены в одну группу. (Всего около 4800 предметов.) Сюда относятся: коллекция книжных переплетов (среди них много ценных экземпляров) от XV века до наших дней, кожаная обивка мебели и другие предметы искусства из кожи, веера, шкатулки, ожерелья и резная кость (романской и готической эпох). В 1972 году была создана коллекция современного прикладного искусства.
    Отдел учета ведет регистрацию предметов декоративно-прикладного искусства Музея и других музеев страны. Музей располагает богатой специальной публичной библиотекой, архивом, фототекой и фотолабораторией, которые помогают научной работе сотрудников Музея и исследователей прикладного искусства, не состоящих в его штате.
   В настоящее время значительно расширились целевые установки Музея. Если раньше основное внимание уделялось ремеслам и декоративному искусству, то теперь Музей в такой же степени интересуется достижениями художественного конструирования в промышленности. Исследования Музея в области истории декоративно-прикладного искусства отличаются прогрессивной направленностью и методикой и ведутся, в первую очередь, в области венгерского прикладного и декоративного искусства, обработки музейных коллекций.
    Одна из главных функций Музея — просветительная: устройство на месте и в других городах Венгрии выставок, лекций, регулярная связь с учреждениями и школами; все это помогает увеличить посещаемость Музея и повысить культурный уровень публики. Роль Музея в культурной жизни страны растет также благодаря укреплению его связей с частными коллекционерами и провинциальными музеями. В 1972 году он отмечал 100-летие своего существования.
    Музей периодически, начиная с 1954 года, издает совместно с Музеем Восточной Азии им. Ф. Хоппа «Ежегодник Музея прикладного искусства». С 1971 года выпускает бюллетень «Ars Decorativa». Издаются также каталоги и путеводители по Музею.

02.09.2006

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
Код подтверждения:

Статьи об искусстве

Живопись 1920-1930 годовНаши авторы об искусствеРаннееРусский натюрморт конца XIX - начала XX векаСреднееФранцузский портрет XIX века

18.08.2006 20:10:32
МАРИЯ И ЕЛИЗАВЕТА. СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА ИЗ СОБОРА В РЕЙМСЕ. Ок. 1230 г.

Готические храмы, эти величественные памятни­ки бурной жизни средневековых городов, воздви­гались столетиями. Поколение за поколением тру­дилось над их возведением, пока не возносились они к небу своими крутыми стрельчатыми сво­дами и ажурными башнями. В этих сооружениях, в скульптурном убранстве, которым они щедро украшались, ярко отразилось противоречивое время первых потрясений незыб­лемого дотоле феодального порядка в Европе. Бо­гатели и становились могущественными крупные города...

18.08.2006 20:36:37
АПОКАЛИПСИС. 1498. Гравюра на дереве Альбрехт Дюрер 11471—15281.

«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными». Зловещие слова «Апокалипсиса» — мрачных про­рочеств Иоанна Богослова, предрекавших круше­ние мира, — раздавались с амвонов всех церк­вей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путе­шествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства: перспективу, учение о про­порциях, читал трактаты итальянских гумани­стов, учился у живописцев Венеции колориту.

Архив "Статьи об искусстве"


  • Наша галерея искусства

    • Государственная Третьяковская Галерея

      Государственная Третьяковская ГалереяГосударственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье…

    • Западноевропейская и Американская живопись из музеев США

      Западноевропейская и Американская живопись из музеев СШАНа этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.

       

    • Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба

      Русский натюрморт конца XIX — начала XX века Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прош­лого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.

       

    20.08.2006 14:50:01
    И.И.Левитан. Лесные фиалки и незабудки.
    20.08.2006 14:56:55
    В. Д. Поленов. Больная.

    Архив "Наша галерея искусства"

  •  
     

    Музеи мира и художественные центры

    22.10.2006 16:43:02
    Национальная галерея Канады
    07.10.2006 10:03:59
    Государственная Третьяковская Галерея

    Архив "Музеи мира и художественные центры"

    Рекомендую:
    Copyright © 2006 Olga Smirnova