Главная страница сайтаГид по музеям мира и галереямМатериалы по искусствуНаша галерея искусcтваНовости культуры и искусстваПоиск по галерее искусстваВы можете с нами связатсяЛучшие ресурсы по искусствуАвторы которых мы рекомендуем
 

СПЯЩАЯ ВЕНЕРА. Ок. 1508. Дрезден. Картинная галерея Джорджоне /ок. 1477—1510/.

Статьи об искусстве -> Среднее

Безмятежным покоем и какой-то особой мечта­тельной задумчивостью веет от этой картины, написанной венецианским художником Джорджо ди Кастельфранко, прозванным Джорджоне. На переднем плане, у самого края картины по­коится объятая легкой дремой обнаженная моло­дая женщина. Позади расстилается пейзаж — небольшие холмы, плавно уходящие вдаль, дома на пригорке справа, несколько деревьев, голубые скалы, окрашенные золотом зари облака, в про­рывах которых видно небо.
Зрителю может показаться загадочным, как и почему очутилась здесь спящая прямо на земле, на белом покрывале красавица. Но ведь это не реальная земная женщина, а античная богиня любви и красоты Венера. И то, что она изобра­жена хотя и во всей живой прелести ее вечно юного облика, но немного отчужденно, как по­этическое видение, представшее взору зрителя, подчеркивает условность выбранного художни­ком мотива. И это сразу создает удивительную атмосферу полного слияния земной, чувственной красоты и божественного целомудрия. Реальная жизнь, ничего не потеряв от своей осязательной конкретности, возвышена здесь до молитвенного благоговения. Человек, еще недавно падавший ниц перед аскетически бесплотными образами христианской религии, теперь молится человеческому совершенству, гармонии, разлитой в ре­альном мире.
СПЯЩАЯ ВЕНЕРА. Ок. 1508. Дрезден. Картинная галерея Джорджоне /ок. 1477—1510/.Венера лежит свободно, голова, обращенная к зрителю, безмятежно покоится на закинутой правой руке. Сам горизонтальный формат ком­позиции подчинен фигуре. Медлительно, но легко бежит контур ее стройного тела, и ему в приглу­шенном, музыкальном ритме вторят линии поло­гих холмов. Лицо богини совершенно спокойно, никакие тревоги и страсти не нарушают его гар­монической правильности. Плавную пластику те­ла оттеняют резкие складки белого покрывала. Холодные голубоватые тени на изломах ткани усиливают звучание теплых тонов, которыми на­писана ее нежная кожа. Полнозвучный цветовой аккорд вносит в эту трепетную колористическую мелодию глубокий красный цвет высокой по­душки, на которую облокотилась дремлющая Ве­нера.
Весь пейзаж пронизан ощущением насторожен­ной тишины, будто природа замерла, чтобы не по­тревожить отдыха богини.
Художник утверждает жизнь, земную, чувствен­ную красоту человека и вместе с тем заставляет нас ощущать эту красоту как видение, как некую творческой фантазией созданную утопию свобод­ного и радостного бытия. Недаром все в этой кар­тине: и сама Венера, и окружающая природа — погружено в то особое состояние между сном и бодрствованием, когда реальность и воображение сплетаются в единстве поэтического образа. Эта мечта о прекрасном мире, где человек сво­боден и счастлив, волновала поэтов и художни­ков, ученых и философов — гуманистов эпохи Возрождения. На исходе Ренессанса ее сформу­лируют в своих сочинениях великие утописты — Томмазо Кампанелла и Томас Мор. Но их идеи были подготовлены творчеством художников. Искусство Возрождения вновь открыло челове­честву красоту реального мира и самого человека из плоти и крови. Это утверждение земной жиз­ни в искусстве потрясало основы средневекового религиозного миросозерцания. Генрих Гейне гово­рил, что нагота созданного художником образа Венеры была для католичества более сокруши­тельна, чем «95 тезисов» религиозного реформа­тора Мартина Лютера.
Но жизнь представала в произведениях мастеров Ренессанса в возвышенно идеальном облике. Это мы особенно остро чувствуем, проникая в тонкую поэтическую ткань «Венеры» Джорджоне. Художник написал эту  картину незадолго до своей безвременной, в возрасте тридцати трех лет, смерти от чумы в 1510 году. В ту пору культу­ра Возрождения в Венеции находилась в зените. Здесь сосредоточился  цвет  творческой  мысли в науке, поэзии, искусстве. В кругу венецианских гуманистов жил и творил Джорджоне, разделяв­ший с ними и радостное приятие жизни, и высо­кий полет идеальных стремлений. Оптимистическая вера в открывшееся людям прекрасное будущее побеждала  суровые  впечатления  повседневного  бытия,  где  своекорыстие и беспощадность венецианского купечества спорили с жестокостями войн и междоусобиц, сотрясавших тогда сложная духовная атмосфера времени отличилась и в совершенной гармонии «Спящей Венеры», где благоговейно-бережное восхищение пе­ред красотой окрашено чуть грустной дымкой мечты о несбыточном счастье.

 

Автор - М. В. АЛПАТОВ

18.08.2006

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 

Статьи об искусстве

Живопись 1920-1930 годовНаши авторы об искусствеРаннееРусский натюрморт конца XIX - начала XX векаСреднееФранцузский портрет XIX века

18.08.2006 20:10:32
МАРИЯ И ЕЛИЗАВЕТА. СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА ИЗ СОБОРА В РЕЙМСЕ. Ок. 1230 г.

Готические храмы, эти величественные памятни­ки бурной жизни средневековых городов, воздви­гались столетиями. Поколение за поколением тру­дилось над их возведением, пока не возносились они к небу своими крутыми стрельчатыми сво­дами и ажурными башнями. В этих сооружениях, в скульптурном убранстве, которым они щедро украшались, ярко отразилось противоречивое время первых потрясений незыб­лемого дотоле феодального порядка в Европе. Бо­гатели и становились могущественными крупные города...

18.08.2006 20:36:37
АПОКАЛИПСИС. 1498. Гравюра на дереве Альбрехт Дюрер 11471—15281.

«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными». Зловещие слова «Апокалипсиса» — мрачных про­рочеств Иоанна Богослова, предрекавших круше­ние мира, — раздавались с амвонов всех церк­вей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путе­шествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства: перспективу, учение о про­порциях, читал трактаты итальянских гумани­стов, учился у живописцев Венеции колориту.

Архив "Статьи об искусстве"


  • Наша галерея искусства

    • Государственная Третьяковская Галерея

      Государственная Третьяковская ГалереяГосударственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье…

    • Западноевропейская и Американская живопись из музеев США

      Западноевропейская и Американская живопись из музеев СШАНа этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.

       

    • Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба

      Русский натюрморт конца XIX — начала XX века Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прош­лого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.

       

    20.08.2006 14:50:01
    И.И.Левитан. Лесные фиалки и незабудки.
    20.08.2006 14:56:55
    В. Д. Поленов. Больная.

    Архив "Наша галерея искусства"

  •  
     

    Музеи мира и художественные центры

    22.10.2006 16:43:02
    Национальная галерея Канады
    07.10.2006 10:03:59
    Государственная Третьяковская Галерея

    Архив "Музеи мира и художественные центры"

    Рекомендую: новини тернопіль сьогодні . Скачать приложение Решу ОГЭ rusoge.ru.
    Copyright © 2006 Olga Smirnova