АЛЛЕГОРИЯ ВЕСНЫ. Ок. 1478. Флоренция. Галерея Уффици Сандро Боттичелли 11444—15101.
Статьи об искусстве
->
Среднее
Девушка оторвала стопу от земли, медленно, как бы нехотя, поднялась на носки и вдруг, ощутив всю силу юного тела, закружилась в медленном танце, увлекая за собой подруг — двух печальных граций. Их движение вмиг оживило темные кулисы таинственного леса. Ритм танца пробудил к жизни Венеру и Весну. Рожденные поэтической фантазией художника, появились они здесь, на зеленой цветущей поляне. На опушку леса, ускользая от голубого Зефира, стремительно выбежала прикрытая тончайшим хитоном Флора, а грации, по телам которых, как струи воды, стекают невесомые одежды, все продолжают свой меланхолический танец, в глубоком раздумье сплетая и разнимая хрупкие кисти рук... и так без конца. Кажется, что в линиях Боттичелли не только видятся прекрасные формы и ритмы, но слышится музыка. «Музыка привлекает к себе духов человеческого сердца, которые являются как бы его испарениями; слыша музыку, они почти прекращают другую свою деятельность, настолько душа, когда она внимает звукам, становится нераздельной, и сила всех чувств как бы сосредоточивается в духе, воспринимающем звук», — писал Данте, любимый поэт Боттичелли.
Погружаясь в эту симфонию ритмов и цветовых созвучий, проникаясь трепетно одухотворенными образами картины, следуя взглядом за прихотливым арабеском рисунка, невольно переносишься мыслью во Флоренцию эпохи Лоренцо Медичи — сильного и хитрого политика, прозванного Великолепным, благодаря которому в середине XV века Флоренция стала средоточием изысканной и высокой светской культуры. Лоренцо, ученик гуманистов и сам талантливый поэт, собрал вокруг себя целую плеяду всесторонне образованных людей — знатоков античной культуры, философов, поэтов и художников. Накануне гибели своей независимости (вскоре город подвергнется иностранному нашествию), уже ощущая надвигающуюся беду, Флоренция вкусила плодов утонченной культуры. Сандро Боттичелли, художник редкостного поэтического дарования и обостренного восприятия, не мог не чувствовать кризисной атмосферы, царившей в родном городе. Поэтому «Аллегория весны», картина, созданная для загородной виллы Медичи около 1477—1478 годов и предназначенная, по-видимому, для прославления радости и молодости, царивших при дворе Лоренцо, полна вместе с тем какой-то неясной грусти и даже тревоги.
Как видения дантовского Рая, скользят танцующие грации. В быстром шаге, выходя на самый край композиции, приближается к зрителю Весна — прекрасная белокурая богиня, в платье, затканном букетами, убранная венками и гирляндами из живых цветов. На лице ее блуждает грустная улыбка. Взгляд ее печален. Весна не замечает ни хоровода танцующих муз, ни Венеру-родительницу в красном плаще, написанную в центре композиции, ни обнаженную Флору. Сколько радости могло бы быть в этом мире!.. Лес дарит золотые плоды. Амур затевает свои игры с луком. Приладив вместо стрелы факел, он готов поразить пламенем любви трех граций. Но они безучастны, как безучастны Венера, Весна и отвернувшийся от всех Меркурий. И тревожная грусть окутывает чарующий сказочно-таинственный мир, в котором современники узнавали утонченную аллегорию платоновской философии, процветавшей при дворе Лоренцо. Картина Боттичелли — поэзия, сложенная линией и цветом. Художник, чья эрудиция была столь велика, что он составил комментариий к «Божественной комедии» Данте, никогда, однако, в своих картинах не пересказывал чужих мыслей. Стихи Лоренцо Великолепного и Полициа-но, поэзия и красота старых античных мифов о Гесперидах — хранительницах чудесных золотых яблок, о Музах и Харитах — богинях красоты и женской прелести, образы дантовского Чистилища и Рая сплавились в его произведениях в удивительно гармоническое целое. И под его кистью возникали стремительные и капризные линии, которые, повинуясь безупречному чувству ритма, будто навсегда запечатлели нервный трепет и тревожный порыв художника, наделенного беспокойной душой. Боттичелли в течение четырех столетий находился как бы в тени своих младших современников — великих мастеров итальянского Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Люди XX века вновь открыли для себя творчество этого замечательного мастера. Его эмоциональная и пластическая утонченность, слитая с торжествующим ликованием затаенная тревога находят отклик в мироощущении людей, живущих в нашем тревожном мире, где самые высокие помыслы и дерзновения воплощаются порою в священном беспокойстве неутоленного духа. Сегодня нам дорога не только изысканная живопись Боттичелли, но и его мечта о прекрасном мире высокой поэзии, которая видится нам в сложных узорах его «Аллегории весны».
Автор - М. В. АЛПАТОВ
18.08.2006
Комментарии
Добавить комментарий
|
Статьи об искусстве
| 18.08.2006 20:17:15 ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ. Ок. 1305. Падуя. Капелла делъ Арена Джотто /ок. 1266—13371.
В Падуе, где на фундаменте римского театра в 1305 году богатым купцом была построена капелла дель Арена, которую по имени заказчика называют еще и капеллой Скровеньи, великий флорентиец Джотто ди Бондоне создал фрески, определившие пути дальнейшего развития живописи в Европе. Здесь был создан тип стенного панно, которое с этого времени становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи, названной позднее историками эпохой Возрождения. Джотто, родившийся около 1266 года, происходил, как утверждает легенда, из крестьянской или ремесленной среды.
| | 18.08.2006 20:43:57 УСПЕНИЕ МАРИИ. Ок. 1606. Париж. Лувр Караваджо 11573—1610/.
Картина «Успение Марии» была написана Мике-ланджело да Караваджо в 1606 году, за четыре года до смерти художника. Вспыльчивый, дуэлянт и скандалист, человек, живущий безалаберной жизнью богемы, свободолюбивый ниспровергатель каких бы то ни было норм в жизни и искусстве — таким был Караваджо, умерший тридцати шести лет от роду, но сумевший за свою недолгую жизнь произвести целую революцию в искусстве.
|
Наша галерея искусства
- Государственная Третьяковская Галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье… - Западноевропейская и Американская живопись из музеев США
На этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.
- Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прошлого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.
|