Главная страница сайтаГид по музеям мира и галереямМатериалы по искусствуНаша галерея искусcтваНовости культуры и искусстваПоиск по галерее искусстваВы можете с нами связатсяЛучшие ресурсы по искусствуАвторы которых мы рекомендуем
 

МОЗАИКИ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ. VI в. н. э.

Статьи об искусстве -> Раннее


В 540 году нашей эры войска византийского им­ператора Юстиниана захватили итальянский го­род Равенну, бывшую столицей государства остго­тов, основанного на обломках Западной Римской империи. Правительство Юстиниана предприняло целую цепь победоносных походов, чтобы вновь вернуть «Империи римлян» (так официально име­новалось Византийское государство) утраченные земли и восстановить могущество и славу Рим­ской монархии, столицей которой стал теперь Константинополь.
Равенна становится центром Византийской адми­нистрации на итальянской территории, и по обы­чаю того времени это должно было быть подчерк­нуто пышным строительством. В христианской Византии в подобных случаях строились большие и торжественные храмы. Возвели такой храм и в Равенне в 547 году, посвятив его местному свя­тому Виталию. Стены храма были щедро украше­ны мозаичной живописью.
Среди этих мозаик, изображавших события хрис­тианской легенды и религиозные символы, види­мо, по прямому указанию Константинополя бы­ли помещены две композиции светского содержа­ния.

МОЗАИКИ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ. VI в. н. э.

В наиболее важной восточной части храма, над тем местом, где совершалось торжественное бо­гослужение, с двух сторон друг против друга изображены сам император Юстиниан и жена его Феодора, окруженные свитой.
Высоко вознесенные над толпой молящихся, они выступают, медлительно-важные, будто участвуя в величаво-торжественной церемонии. Император в роскошных, богато украшенных одеждах, увен­чанный короной, усыпанной драгоценными ка­меньями, держит в руках большую золотую чашу. Подле него — высший церковный иерарх Равен­ны, архиепископ Максимиан. Рядом с ними, буд­то выстроившись в строгую шеренгу, — придвор­ные, священнослужители, воины императорской гвардии. Все фигуры изображены строго фрон­тально, лицом к зрителю, головы расположены на одном уровне. Подчеркнуто однообразно по­вторяется у каждого, кроме крайних фигур, жест согнутой под прямым углом правой руки. Парал­лельными линиями падают вертикальные склад­ки тяжелых одеяний. Вся группа застыла в без­молвном предстоянии. Недвижно по-римски бри­тое лицо Юстиниана с упрямым подбородком и широко раскрытыми глазами под энергичным раз­летом густых бровей. Сурово аскетическое лицо Максимиана с резкими морщинами и тяжелым взглядом также широко раскрытых, будто куда-то в бесконечность устремленных глаз. Неподвижность композиции, застылость поз и жестов, мерный, чеканный ритм — все это при­дает изображенной сцене ощущение отчужденно­сти от повседневной жизни. Это ощущение еще более усиливается благодаря тому, что фигуры изображены на отвлеченном золотом фоне, а им­ператор увенчан не только короной земного вла­дыки, но и круглым сиянием — нимбом, по за­конам христианской церкви полагающимся лишь небожителям. Император уподоблен богу, что, впрочем, было в обычае еще у цезарей Древнего Рима.
Все изображение воспринимается как некая тор­жественная и немного даже таинственная цере­мония, будто каким-то необъяснимым образом среди молящихся жителей вновь возвращен­ной Римской империи Равенны явился сам «божественный» константинопольский само­держец.
Мозаичные композиции храма блистают и ис­крятся звонкими чистыми цветами, переливающимися радужными оттенками розовых, зеленых, голубых, фиолетовых смальт. Пышное великоле­пие этой цветной радуги еще более интенсивно звучит на    фоне    золота,    оттененного   белизной одежд придворных и дьяконов. Мозаичная техника была унаследована византий­скими живописцами от художников древнего ми­ра, где искусство мозаики стояло уже на большой высоте. Но если прежде мозаичные композиции набирались главным  образом   из   разноцветных камней, то теперь все шире используется особое цветное стекло — смальта. От этого поверхность мозаики начинает  сиять,  будто  перед  нами за­тканная золотыми узорами   пышная завеса. Поблескивание золота на фоне и в одеждах дости­гает особого эффекта благодаря тому, что отдель­ные кусочки смальты уложены не гладко, а под разными углами. Поэтому излучаемый мозаикой свет вибрирует, колеблется, создавая впечатление какой-то мерцающей, волшебной атмосферы, ко­торая пронизывает теплыми лучами весь интерь­ер храма. Вместе с тем, желая возвысить образ над реальной жизнью, художник далек от всякого мистицизма.  Хотя  композиция  условна,  она  не столько напоминает икону, сколько  воспроизво­дит дворцовый ритуал со всей его строгой цере­монностью и пышной тяжеловесной роскошью. Каждого входящего в церковь святого Виталия захватывает богатство и ликующая звучность кра­сочных симфоний, льющихся буквально со всех стен храма. Золотые, белые, радужные лучи про­низывают воздух, и человек начинает чувствовать себя в некоем прекрасном праздничном мире, чья красота так противостоит суровой и полной ис­пытаний жизни, которой люди живут за стенами храма.

 

Автор - М. В. АЛПАТОВ

18.08.2006

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 

Статьи об искусстве

Живопись 1920-1930 годовНаши авторы об искусствеРаннееРусский натюрморт конца XIX - начала XX векаСреднееФранцузский портрет XIX века

18.08.2006 20:10:32
МАРИЯ И ЕЛИЗАВЕТА. СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА ИЗ СОБОРА В РЕЙМСЕ. Ок. 1230 г.

Готические храмы, эти величественные памятни­ки бурной жизни средневековых городов, воздви­гались столетиями. Поколение за поколением тру­дилось над их возведением, пока не возносились они к небу своими крутыми стрельчатыми сво­дами и ажурными башнями. В этих сооружениях, в скульптурном убранстве, которым они щедро украшались, ярко отразилось противоречивое время первых потрясений незыб­лемого дотоле феодального порядка в Европе. Бо­гатели и становились могущественными крупные города...

18.08.2006 20:36:37
АПОКАЛИПСИС. 1498. Гравюра на дереве Альбрехт Дюрер 11471—15281.

«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными». Зловещие слова «Апокалипсиса» — мрачных про­рочеств Иоанна Богослова, предрекавших круше­ние мира, — раздавались с амвонов всех церк­вей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путе­шествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства: перспективу, учение о про­порциях, читал трактаты итальянских гумани­стов, учился у живописцев Венеции колориту.

Архив "Статьи об искусстве"


  • Наша галерея искусства

    • Государственная Третьяковская Галерея

      Государственная Третьяковская ГалереяГосударственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье…

    • Западноевропейская и Американская живопись из музеев США

      Западноевропейская и Американская живопись из музеев СШАНа этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.

       

    • Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба

      Русский натюрморт конца XIX — начала XX века Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прош­лого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.

       

    20.08.2006 14:50:01
    И.И.Левитан. Лесные фиалки и незабудки.
    20.08.2006 14:56:55
    В. Д. Поленов. Больная.

    Архив "Наша галерея искусства"

  •  
     

    Музеи мира и художественные центры

    22.10.2006 16:43:02
    Национальная галерея Канады
    07.10.2006 10:03:59
    Государственная Третьяковская Галерея

    Архив "Музеи мира и художественные центры"

    Рекомендую:
    Copyright © 2006 Olga Smirnova