МАРИЯ И ЕЛИЗАВЕТА. СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА ИЗ СОБОРА В РЕЙМСЕ. Ок. 1230 г.
Статьи об искусстве
->
Среднее
Готические храмы, эти величественные памятники бурной жизни средневековых городов, воздвигались столетиями. Поколение за поколением трудилось над их возведением, пока не возносились они к небу своими крутыми стрельчатыми сводами и ажурными башнями.
В этих сооружениях, в скульптурном убранстве, которым они щедро украшались, ярко отразилось противоречивое время первых потрясений незыблемого дотоле феодального порядка в Европе. Богатели и становились могущественными крупные города, устанавливающие у себя независимое от своих бывших господ правление — так называемые коммуны. Но сильна была еще власть феодальных властителей и освящавшей ее католической церкви. Поэтому период XII—XV веков наполнен в истории Западной Европы самыми драматическими конфликтами в реальной действительности и в духовной жизни. «Дух — все, плоть — ничто» — этот основополагающий тезис христианского аскетизма получал свое подтверждение в симфонии стремящихся ввысь архитектурных форм. Опираясь оземь тяжелыми лапами контрфорсов, здание стремительно и легко вздымается ввысь — всем своим ажурным каркасом с огромными окнами, с целым лесом круто взбегающих вверх подпорных конструкций, с венчающими башни пинаклями и шпилями.
В этих удивительных постройках идеализм христианского мировоззрения, казалось бы, достиг своей кульминации.
Но это лишь одна сторона дела. В самом дерзновении человеческого гения, смело бросившего в небо это каменное кружево, есть нечто героическое. Творческая мысль все еще бьется в путах религиозного сознания, но она уже освободилась от рабской покорности «всемогущему»: она стала беспокойной, страстной, ищущей. И она, эта живая творческая мысль, как бы застыла в напряженных, динамических формах готических храмов. И характерно, что именно могущественные и богатые города стали колыбелью дерзкого свободомыслия во всех сферах духовной жизни. «Городской воздух делает свободным», — гласила поговорка тех времен.
Тот же сложный, беспокойный дух живет и в готических скульптурах, как живет он и в философии, и в поэзии эпохи.
В стихах трубадуров и миннезингеров мы встречаемся с богатым душевным миром человека, помышляющего больше о земных радостях любви, чем о небесном блаженстве. В одной повести примерно того же времени, что и скульптуры собора в Реймсе, одного из наиболее значительных памятников французской готики, герой-рыцарь, разлученный с возлюбленной, в ответ на обещание райского блаженства отвечает: «Не нужен мне рай! Я туда не стремлюсь, лишь бы была со мной Николетта, моя нежная подруга, которую я так люблю. Я скажу вам сейчас, кто попадает в рай. Старые попы, и дряхлые калеки, и убогие, что дни и ночи ползают перед алтарями... с ними мне делать нечего. А вот в ад я хочу, ибо в ад уходят прилежные ученые, доблестные рыцари... и славные воины, и благородные люди. С ними мне будет хорошо».
Такие, с точки зрения церкви, ужасные мысли не редкость в XIII веке.
По-своему эта духовная атмосфера преломилась и в статуях, украшающих входы в Реймский собор. Конечно, тут не место для фривольного легкомыслия. Входящего в храм встречают образы священные и возвышенные. Но мастера этих скульптур сквозь строгие церковные каноны прорываются к живому ощущению натуры, стремятся передать жизнь человеческого духа. В ритмических рядах фигур святых, где вместо прежнего монотонного повторения недвижных изображений живут динамические импульсы, зарождается высокое духовное напряжение. Свет мощными потоками заливает скульптуру, играет на драпировках праведников, на крыльях ангелов, вибрирует в дробных складках одежд Марии и Елизаветы.
Двухфигурная композиция «Встреча Марии с Елизаветой» помещена на пилонах центрального портала. Изображена традиционная сцена встречи двух женщин, готовящихся к материнству: Марии — матери Христа и Елизаветы — матери Иоанна Предтечи.
Фигуры стоят на отдельных консолях, чуть повернутые друг к другу. Головы юной Марии и пожилой Елизаветы слегка склонены навстречу одна к другой. Жесты рук также связывают фигуры между собой.
Однако группа не производит впечатления оживленного разговора двух встретившихся горожанок. Обе женщины и связаны и отъединены в одно и то же время. Их позы и жесты скорее намекают на внутреннюю связь, чем дают ощущение непосредственно увиденной сцены. Есть некая строгость, сдержанность в этих величавых фигурах. Выразительны лица: что-то эллинское чувствуется в правильных, гармонически ясных чертах, мягком овале лица Марии. С ним резко контрастирует худощавое, несущее на себе печать прожитых лет лицо будущей матери Иоанна. Они не только не смотрят друг на друга — их взоры устремлены куда-то вдаль, но кажутся погруженными в себя, будто прислушивающимися к новой зарождающейся жизни. Особенно большую роль в выразительности этих скульптур играют складки одежд, плотно окутывающие обеих женщин. То глубокие, создающие густые тени, то взбегающие целым потоком мелких бороздок, они придают поверхности статуй необычайно напряженную пластическую жизнь. Духовная энергия созданного образа выражена не столько в лицах и даже жестах, сколько в пульсирующей динамике скульптурной формы. «Дух» пронизывает здесь камень, ставший подвижным, живым, трепещущим. Но этот дух теперь не отвлеченное «божественное» начало, а настоящая человеческая эмоциональность. Живая человеческая страсть одухотворяет в этой необыкновенной по рафинированному мастерству скульптурной композиции религиозный сюжет. «Священное собеседование» под резцом безвестного скульптора превратилось в прославление высокой красоты человеческой души.
Автор - М. В. АЛПАТОВ
18.08.2006
Комментарии
Добавить комментарий
|
Статьи об искусстве
| 18.08.2006 14:22:07 «ТРОН» ЛЮДОВИЗИ. ГРЕЧЕСКИЙ РЕЛЬЕФ. 2-я четверть V в. до н. э. Рим. Музей Терм
Древний миф рассказывает, что богиня любви и красоты Афродита родилась из морской пены. Юные прислужницы — коры приняли «пенорожденную», помогая ей подняться на берег. Неизвестный скульптор изваял эту сцену в рельефе, украшающем массивный мраморный блок, найденный на территории виллы Людовизи в Риме и первоначально принятый за обломок трона. Этот замечательный памятник классического греческого искусства на самом деле скорее всего постамент алтаря, стоявшего некогда в одном из святилищ Афродиты. Он дошел до нас сильно поврежденным, отбита верхняя часть изображения.
| | 18.08.2006 20:35:28 АЛТАРЬ ПОРТИНАРИ. Ок. 1476—1477. Флоренция. Галерея Уффици Гуго ван дер Гус /ок. 1435/40—1482/.
В «Алтаре Портинари», написанном около 1476—1477 годов нидерландским художником Гуго ван дер Гусом, наиболее значительным мастером из последователей Яна ван Эйка, перед зрителем оживала евангельская легенда о рождении Христа. Написанный по заказу Томмазо Портинари, купца, агента флорентийского банкирского дома Медичи в Брюгге, алтарь состоит из трех частей: центральной, где, собственно, и показано чудо рождества, и двух боковых створок, на которых представлены свидетели этого чуда.
|
Наша галерея искусства
- Государственная Третьяковская Галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье… - Западноевропейская и Американская живопись из музеев США
На этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.
- Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прошлого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.
|