Главная страница сайтаГид по музеям мира и галереямМатериалы по искусствуНаша галерея искусcтваНовости культуры и искусстваПоиск по галерее искусстваВы можете с нами связатсяЛучшие ресурсы по искусствуАвторы которых мы рекомендуем
 

Государственная Третьяковская Галерея

Музеи мира и художественные центры -> Россия

Государственная Третьяковская Галерея

Государственная Третьяковская Галерея

 

   Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье, где за оградой стоит столь знакомое здание Третьяковской галереи, знают не только москвичи. Третьяковская галерея входит в духовную жизнь советских людей с детских лет. Здесь, увидев полотна знаменитых русских художников, многие впервые познают, что такое искусство, какова идейная и эмоциональная сила его воздействия. Третьяковская галерея стала поистине народным музеем. У входа ее нередко можно видеть длинные очереди. Любовь к искусству в Советском Союзе огромна. Нигде в мире нет такой посещаемости музеев.
   Третьяковская галерея — музей в подлинном смысле слова уникальный. В произведениях, хранящихся здесь, в полную меру нашли свое отражение жизнь, духовный мир русского народа на протяжении всего многовекового пути его развития.
   Основателем галереи был русский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков (1832—1898). Большой патриот и любитель искусства, он еще в конце 1850-х годов задумал создать первый в России музей национального русского искусства. «Для меня, искренно и пламенно любящегоживопись,— писал Третьяков в 1860 году,— не может быть лучшего желания как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». Более тридцати лет неукос­нительно шел Третьяков к намеченной цели. Первые картины русских художников появились у него в 1856году (этот год принято считать годом основания Третьяковской галереи). Их было всего две: небольшой социально-нравоучительный жанр в духе П. А, Федотова «Искушение» художника Н. Г. Шильдера и романтизированная жанровобатальная сцена В. Г. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Обе картины оказались впоследствии лучшими работами этих малоизвестных ныне живописцев середины XIX века, ровесников и современников молодого коллекционера. В 1892 году, когда Павел Третьяков передавал свое собрание в дар городу Москве, оно насчитывало уже около двух тысяч произведений всех выдающихся представителей русского искусства XIX и отчасти XVIII века. Это был настоящий музей национального искусства, с большой полнотой и на лучших образцах отражающий его историю и современность.
   Располагался музей в специально построенном для него помещении — галерее, с трех сторон окружавшей жилой дом Третьяковых в Лаврушинском переулке. С начала 1870-х годов музей, или, как его называли уже тогда, Третьяковская галерея, был открыт для посещения всех желающих без различия рода и звания. Слава и известность галереи росла с каждым десятилетием. Поэтому решение Третьякова в 1892 году подарить свою галерею Москве было воспринято широкой русской общественностью хотя и с большим энтузиазмом, но как дело давно решенное и давно ожидаемое. Оставаясь пожизненным попечителем галереи, Третьяков до конца своих дней неустанно заботился о ее пополнении.
   Рост галереи продолжался и при преемниках Третьякова. К 1917 году ее собрание по отношению ко времени дарения почти удвоилось.
Важным событием в истории Третьяковской галереи дореволюционного периода стали частичное расширение и реконструкция ее помещений. В 1902—1904 годах к существовав­шим ранее залам, сооруженным при Третьякове, был присоединен его перестроенный жилой дом, а весь комплекс построек обнесен общим, существующим и поныне оригинальным фасадом в старорусском стиле, воздвигнутом по проекту художника В. М. Васнецова, большого друга и почитателя Третьякова.
   Коренные изменения в характере собрания и в организации музейной жизни Третьяковс­кой галереи произошли после победы Великой Октябрьской социалистической революции. 3 июня 1918 года В. И. Лениным был подписан декрет Совета Народных Комиссаров о национализации Третьяковской галереи, то есть о превращении ее из собственности городской в собственность государственную, общенациональную. Тем самым устранялось несоответствие между формальным положением Третьяковской галереи как «областного муниципального художественного хранилища» и «всероссийским художественным значением, которое она фактически имела». Перед галереей, на которую были возложены «об­щегосударственные просветительные функции», открылись перспективы широкой демок­ратизации и вовлечения в дело эстетического воспитания народных масс. Ленинским декретом за галереей навсегда закреплялось имя ее основателя П. М. Третьякова. Богоматерь Владимирская
   Начался бурный рост собрания Третьяковской галереи. В галерею вливается ряд национализированных частных собраний, поступают ценные произведения из оставленных владельцами особняков и загородных усадеб. В результате развернувшегося в середине 1920-х годов процесса централизации и перестройки музейных собраний в галерею вошло значительное число важных произведений русского искусства из реформированных малых музеев, таких как Румянцевский музей, Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова, Цветковская галерея. Так, из Румянцевского музея поступило знаменитое полотно А. А. Иванова «Явление Христа народу», из Музея иконописи и живописи И. С. Остроухо­ва— первоклассная коллекция древнерусских икон, а из Цветковской галереи — большое собрание русского рисунка и акварели. Одновременно из состава Третьяковской галереи были выведены и переданы в соответствующие по профилю музеи произведения западно­европейских художников, поступившие в нее главным образом из собраний С. М. Третьякова и М. А. Морозова.
   В результате к началу 1930-х годов собрание Третьяковской галереи увеличилось в четыре-пять раз даже в сравнении с 1917 годом, а спустя пятьдесят лет, к концу 1970-х годов, оно еще раз утроилось и достигло почти шестидесяти тысяч экспонатов. Теперь оно в полную меру отражает историю национального русского искусства во всех его видах — живописи, скульптуре и графике. При этом раздел живописи традиционно остается самым полным и высококачественным.
   В нашей галереи Вы найдете собрания древнерусской живописи XI — XVII веков. В настоящий момент оно насчитывает более четырех тысяч экспонатов. Это самая крупная и самая качественная коллекция древнерусской живописи из всех существующих ныне музейных собраний. Среди наиболее прославленных шедевров легендар­ная «Богоматерь Владимирская», вывезенная в начале XIIстолетия киевскими князьями из Византии и послужившая в свое время мощным импульсом для развития собственно русского иконописания; прославленная «Троица» гениального живописца XV века Андрея Рублева; творения выдающегося мастера конца XV — начала XVI века Дионисия и многие, многие другие известные памятники Древней Руси, в которых в своеобразной средневековой форме воплотились народные представления о мире, природе, добре и зле, о народном подвиге, человеческой мудрости и материнской любви.
   ТроицаНачало коллекции древнерусской живописи было заложено еще П. М. Третьяковым, которому принадлежали 62 иконы XV — XVII веков. Но это было всего лишь начало. В целом коллекция древнерусской живописи Третьяковской галереи сформировалась уже в послереволюционный период, и в этом большая заслуга советских реставраторов и музейных сотрудников, сумевших выявить из неизвестности, спасти от гибели, очистить от поздних поновлений, а то и вовсе ремесленных записей бесценные сокровища древности.
   Не менее важной и значительной частью собрания Третьяковской галереи является коллекция живописи XVIII и первой половины XIX века — времени начала развития, а затем и подлинного расцвета искусства России. Особенно полно представлена портретная живопись того времени. Здесь можно увидеть общепризнанные шедевры талантливейших русских портретистов — И. Н. Никитина, А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, К. П. Брюл­лова. Они донесли до нас живые лики людей той эпохи с их образом жизни, складом души, идеалами и надеждами. В это время портрет утвердился как один из ведущих жанров русского искусства, что в полную меру соответствовало глубоко гуманистическим основам мировоззрения русских художников, творчество которых всегда отличалось большой заинтересованностью в людях, обращенностью к человеку, к жизни.
   Не менее полно и разнообразно представлена в галерее и русская пейзажная живопись того времени, в частности работы таких выдающихся ее представителей, как Семен Щедрин, Ф. М. Матвеев, Ф. Я. Алексеев, Сильвестр Щедрин, М. И. Лебедев. Классики и романтики, они неизменно тяготели к типично русскому лирико-поэтическому истолкованию пейзажного образа, изображали ли они мотивы родной природы, как например Алексеев, писавший городские пейзажи, или создавали обязательные для той эпохи виды прекрасной Италии, как Сильвестр Щедрин.
   Интересно, хотя и не столь полно, как в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, представлена в галерее историческая живопись XVIII — начала XIX века, выпестованная петербургской Академией художеств, с ведущим направлением искусства той эпохи — классицизмом. В произведениях лучшего представителя русского классицизма XVIII века А. П. Лосенко на мифологические или исторические сюжеты прославлялись любовь к Отечеству, героизм и самопожертвование во имя Родины и долга.
   Блистательно показано в Третьяковской галерее творчество одного из самых выдаю­щихся воспитанников Академии художеств — Александра Иванова. Несколько ранних кар­тин, большое число этюдов и главное творение всей жизни художника — огромное полот­но «Явление Христа народу» — составляют основу ивановской коллекции в галерее, объемлю­щей собой все стороны, все оттенки творческого наследия великого мастера, обогатившего русскую живопись невиданной ранее глубиной мысли, благородством творческих устрем­лений. Картина Иванова «Явление Христа народу» — это изображение не столько чуда божественного явления, сколько чуда духовного пробуждения и нравственного преобра­жения человека. Художник явился великим реформатором воспитавшей его системы, радикально видоизменив ее своими живописными открытиями. Много и упорно работая на натуре, живописец вплотную подошел к проблемам пленэрной живописи и дал им свое оригинальное и глубоко самостоятельное решение. Всадни­цаАвтопортрет
   Другой крупный живописец России первой половины XIX века, Карл Брюллов, пред­ставлен в Третьяковской галерее большим числом превосходных портретов. Среди них «Автопортрет», портреты А. Н. Струговщикова, Н. В. Кукольника, М. А. Ланчи, «Всадни­ца», которые могут быть отнесены к шедеврам мирового портретного искусства.
   Очень полно и в превосходных образцах представлены в Третьяковской галерее демократическое направление в русской живописи первой половины XIX века и его главные представители — В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов и П. А. Федотов. Тропинин едва ли не первым среди русских художников ввел в портретную галерею образы представителей «третьего сословия» — крестьян, ремесленников, придав их изображениям высокое чувство человеческого достоинства и красоты. Произведения Венецианова покоряют скромной, тихой поэзией. Впервые в русском искусстве с такой силой лирического проникновения раскрыл художник обаяние русской природы и красоту облика русской крестьянки.
   Мастерски исполненные, остроумные и занимательные жанровые сцены Федотова из жизни купцов, чиновников, обедневших дворян, военных пронизаны искренним стремлением художника способствовать искусством исправлению общественных нравов и социальных несправедливостей. Творчество Венецианова и Федотова означало решительный поворот русской живописи в сторону реализма и современности. Федотова с полным основанием называют родоначальником русского критического реализма.
   Коллекция живописи второй половины XIX века в Третьяковской галерее — самая полная и самая значительная из всех музейных собраний. Собранная в основном самим П. М. Третьяковым, она ярко выражает широту размаха и принципы его собирательской деятельности. Все сколько-нибудь значительные мастера русского искусства того времени представлены здесь. Но более всего в современном ему искусстве ценил Третьяков молодое реалистическое направление. С ним он справедливо связывал свою веру и надежду на будущее русской школы живописи. Очень богата в Третьяковской галерее коллекция живописных произведений одного из зачинателей русского критического реализма — В. Г. Перова. Выдающийся жанрист, портретист, он проникновенно отобразил горестную судьбу русского пореформенного крестьянства («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы») получившего «волю», но без земли (и без средств к ее приобретению), ужасающую бедность vбесправие городских «низов», то есть всех тех «униженных и оскорбленных», о которых так вдохновенно рассказывал и великий современник художника, писатель Ф. М. Достоевский. Кстати, лучший прижизненный портрет Достоевского, исполненный Перовым по заказу Третьякова, также находится в Третьяковской галерее. Но особенно полновесно представлена в галерее живопись передвижников, художников-реалистов, современников Третьякова.
   Товарищество передвижных художественных выставок возникло в 1870 году и не протяжении более чем двух с половиной десятилетий определяло характер всего русского искусства, его направленность, прогресс, его успехи и достижения. Непосредственная задача Товарищества состояла в организации художественных выставок не только в Петербурге и е Москве, но и в провинциальных городах России, в пробуждении «любви к искусству б обществе», то есть в эстетическом просвещении и образовании широких слоев русского народа. Это было время широкой демократизации русской культуры, время огромного влияния литературы, искусства на общественную жизнь и общественное мнение. Свое искусство передвижники стремились тесно связать с современностью, сделать его об­щественно актуальным, народным и национальным.Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе
   Идейным руководителем передвижников в 1870 — начале 1880-х годов был выдающийся портретист И. Н. Крамской, один из самых больших авторитетов и главный советчик П. М. Третьякова в вопросах приобретения произведений искусства для галереи. Крамской стал главнейшим создателем задуманной Третьяковым обширной галереи портретов выдаю­щихся деятелей русской культуры: писателей, художников, артистов, ученых,— составляю­щей ныне гордость собрания музея. Лучшие работы Крамского — портреты Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и другие — были исполнены по заказу Третьякова.
Картина Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» стала важным этапом на пути освоения русской исторической живописью принципов реализма и историчес­кой достоверности.
   Выдающийся художник-баталист В. В. Верещагин показывал войну как «величайшее злодейство», несущее народам варварство, смерть, разорение («Апофеоз войны»).Апофеоз войны
   Идейно-реалистические принципы передвижничества в 1870—1880-х годах захватили все прогрессивные силы русского искусства; в живописи они вызвали к жизни небывалый расцвет бытовой картины, получившей невиданную ранее глубину содержания, значитель­ность социальных обобщений и монументальность форм. В поле зрения художников, можно сказать, входили все стороны тогдашней российской действительности: положение различных городских слоев, героическая борьба революционно настроенной русской интеллигенции, но основу пронизанных идеалами гуманизма творческих интересов передвижников-жанристов составляла все-таки жизнь крестьянства, главнейшей общественной силы России того времени.
   Портретная живопись в творчестве передвижников все более развивалась в сторону насыщения образа глубоким анализом психологии портретируемого, раскрытия его характера во всем богатстве, а порой и противоречиях. В поисках положительного героя передвижники-портретисты (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин и т. д.) отдавали предпочтение гражданской характеристике человеческой личности.
   Большими удачами было ознаменовано во второй половине XIX века развитие пейзаж­ной живописи. Национальная тема, национальный мотив стали определяющими в творчестве всех пейзажистов того времени. Наиболее выдающиеся из них — А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, И. И. Левитан — видели свою задачу в том, чтобы не только отобразить красоту родной природы, но и показать ее жизнь в тесной связи с жизнью русского народа. Отсюда проистекает особая очеловеченность и глубокая содержательность пейзажей передвижников. Вершиной развития русской пейзажной живописи второй половины XIX века явилось искусство Левитана, мастера тончайшей лирико-эмоциональной нюансировки пейзажного образа и широких обобщений.
   Крупнейшими живописцами России второй половины XIX века были И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов. Собрание их произведений в Третьяковской галерее с исчерпывающей полнотой характеризует вклад этих художников в историю отечественной культуры.
   Илья Репин предстает прежде всего как мастер большой «хоровой» социально-бытовой картины («Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали») и как выдающийся портретист-психолог. Василий Суриков был замечательным живописцем, обладавшим редчайшим даром исторического провидения. Русскую историю он воспринимал через призму народного в ней участия. Суриков смог придать своим монументальным полотнам, близким по духу музыкальным эпопеям М. П. Мусоргского, звучание подлинно народных исторических драм и трагедий.
   Виктор Васнецов брал сюжеты для своих картин из сокровищницы народного творчества, фольклора. Герои Васнецова — это герои русских народных былин, сказок и героических преданий. В них в первую очередь искал живописец воплощение национального идеала человеческой красоты, могущества и благородства («Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Алёнушка»). Поэтические истоки творчества Васнецо­ва определили романтический характер его реализма.
   Следующий этап в истории русского искусства — период конца XIX — начала XX века (вплоть до 19J7 года) — характеризуется, с одной стороны, деятельностью выдающихся мастеров, как В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. Э. Борисов-Мусатов, и многих других, по-своему продолжавших и развивавших реалистические традиции русской культуры, а с другой — активным проявлением, особенно в начале XX века, неких новых тенденций, основанных по большей части на отрицании этих традиций, тенденций, сфокусировавшихся в 1910-х годах в получившем мировую известность движении русского авангардизма. Этот большой и интересный, сложный и противоречивый период в истории русской живописи представлен в Третьяковской галерее также весьма полно и разнообразно. Здесь собраны лучшие работы замечательного портретиста Серова, наиболее значительные полотна великого фантаста Врубеля, самые совершенные произведения одного из наиболее поэтичных живописцев — Борисова-Мусатова.
   Прекрасно представлена в галерее живопись мирискусников — большой группы худож­ников, объединившихся в конце 1890 — начале 1900-х годов вокруг журнала «Мир искусст­ва»,— А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, Л. С. Бакста, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинского, И. Э. Грабаря, Б. М. Кустодиева, Ф. А. Малявина и других. Еще полнее коллекция живописных работ художников, примыкавших к московскому Союзу русских художников. Характерными образцами представлено в галерее творчество молодых живописцев конца 1900—1910-х годов, входивших в состав таких объединений, как «Голубая роза», «Бубновый валет» и другие,— П. В. Кузнецова, М. С. Сарьяна, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В. Куприна. Самым молодым и вместе с тем самым большим разделом живописного собрания Третьяковской галереи является отдел советской живописи. Ежегодно он увеличивается на сотни новых произведений. Подобно разделу русской живописи второй половины XIX века, раздел советской живописи в Третьяковской галерее наиболее полно и в лучших образцах представляет историю развития отечественного, всего многонационального советского искусства. Достаточно назвать хотя бы публикуемые в альбоме некоторые из произведений К. С. Петрова-Водки на, А. А. Рылова, К. Ф. Юона, М. В. Грекова, И. И. Машкова, М. В. Нестерова, И. И. Бродского, Б. В. Иогансона, А. М. Герасимова, Г. Г. Рижского, А. А. Дейнеки, Ю. И. Пименова и многих других прославленных мастеров советского искусства, стоявших у истоков становления и развития социалистического реализма и заложивших его прочные традиции в творческом сознании более молодых поколений советских живописцев.
   В Третьяковской галерее собраны наиболее значительные картины, посвященные героической борьбе советского народа на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны. Вот некоторые из них: «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» А. А. Дейнеки, «Мать партизана» С. В. Герасимова, «Письмо с фронта» А. И. Лактионова, «Сенокос» А. А. Плас­това, «Конец» Кукрыниксов. В них покоряют глубокая правда жизни, искренность, ощущение сопричастности художника ко всему, что происходит в мире.
   С большой полнотой отражены в собрании Третьяковской галереи особенности развития советской живописи 1950—1960-х годов. Лучшими здесь являются произведения П. Д. Кори­на, С. А. Чуйкова, Ю. И. Пименова, А. А. Дейнеки, Г. Г. Нисского, Н. М. Ромадина и многих других известных живописцев. Интересно собрание работ 1960—1970-х годов. Произведения Е. Е. Моисеенко, А. А. Мыльникова, Б. С. Угарова, С. П. и А. П. Ткачевых, М. А. Савицкого, Т. Т. Салахова, В. Е. Попкова и многих других и по сей день определяют лицо современного искусства.
   Перспектива закономерного и неизбежно быстрого роста коллекций русского искусст­ва— не только живописи, но и графики, и скульптуры — выдвинула перед Третьяковской галереей серьезную проблему: галерея оказалась уже не в состоянии вместить и представить в должном виде своим многочисленным посетителям сохраняемые и постоянно приумно­жаемые сокровища.
   Актуальность эта проблема приобрела уже давно. Поэтому родилась идея об объ­единении в единый музейный комплекс двух автономных коллекций и двух помещений: собственно Третьяковской галереи и недавно построенной Картинной галереи СССР. В старом здании галереи, отремонтированном и реконструированном, будет экспонироваться дореволюционное русское искусство, а в огромном новом помещении на Крымской набережной найдет себе место обширная экспозиция советской живописи, скульптуры и графики, включающая в себя как вновь приобретаемые работы, так и хранящуюся в Третьяковской галерее классику советского искусства.
Ю. КОРОЛЕВ  

07.10.2006

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
Код подтверждения:

Статьи об искусстве

Живопись 1920-1930 годовНаши авторы об искусствеРаннееРусский натюрморт конца XIX - начала XX векаСреднееФранцузский портрет XIX века

18.08.2006 14:11:02
МОЗАИКИ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ. VI в. н. э.

В 540 году нашей эры войска византийского им­ператора Юстиниана захватили итальянский го­род Равенну, бывшую столицей государства остго­тов, основанного на обломках Западной Римской империи. Правительство Юстиниана предприняло целую цепь победоносных походов, чтобы вновь вернуть «Империи римлян» (так официально име­новалось Византийское государство) утраченные земли и восстановить могущество и славу Рим­ской монархии

18.08.2006 20:24:58
ДЖОКОНДА. 1503—1506. Париж. Лувр Леонардо да Винчи 11452—15191.

Эпоха Возрождения выдвинула много необычай­но ярких личностей во всех областях научного и художественного творчества. «Это был величай­ший прогрессивный переворот, пережитый до то­го человечеством, эпоха, которая нуждалась в ти­танах и которая породила титанов по силе мыс­ли, страстности и характеру, по многосторонно­сти и учености», — писал Энгельс, назвав среди этих «титанов» первым Леонардо да Винчи.

Архив "Статьи об искусстве"


  • Наша галерея искусства

    • Государственная Третьяковская Галерея

      Государственная Третьяковская ГалереяГосударственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье…

    • Западноевропейская и Американская живопись из музеев США

      Западноевропейская и Американская живопись из музеев СШАНа этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.

       

    • Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба

      Русский натюрморт конца XIX — начала XX века Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прош­лого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.

       

    20.08.2006 14:50:01
    И.И.Левитан. Лесные фиалки и незабудки.
    20.08.2006 14:56:55
    В. Д. Поленов. Больная.

    Архив "Наша галерея искусства"

  •  
     

    Музеи мира и художественные центры

    02.09.2006 16:20:43
    Венгерский Национальный музей
    02.09.2006 18:54:57
    Музей истории Будапешта

    Архив "Музеи мира и художественные центры"

    Рекомендую:
    Copyright © 2006 Olga Smirnova