Святую Софию в Стамбуле предлагают вновь сделать православным храмом
Новости культуры и искусства
->
Памятники культуры и достопримечательности
Возвращения первоначального статуса церкви Святой Софии в Стамбуле, превращенной в XX веке в музей, добивается международная группа активистов."Мы считаем, что в настоящее время святость этого места нарушается. Святая София всегда была церковью, в ней не может существовать ни мечеть, ни музей", - сказал РИА Новости глава группы "Совет по освобождению Святой Софии" (Free Agia Sophia Council), ветеран американской политики Крис Спиру (Chris Spirou).Споры о статусе шедевра византийской архитектуры ведутся не первое десятилетие. Святая София была построена в VI веке нашей эры как церковь, в середине XV века была превращена завоевателями-турками в мечеть, а в ХХ веке стала музеем.Лидер группы "Совет по освобождению" Крис Спиру иммигрировал из Греции в США подростком в 50-е годы. Там он занялся политикой, баллотировался в губернаторы штата Нью-Гемпшир, неоднократно возглавлял демократов Нью-Гемпшира и принимал активное участие в предвыборных кампаниях всех демократических кандидатов на пост президента США от Джимми Картера до Альберта Гора.Пока что главным результатом деятельности Спиру в защиту церковного статуса Святой Софии стали слушания по этому вопросу в Совете по правам человека при Конгрессе США (Congressional Human Rights Caucus).Эти слушания проходят в Конгрессе с июня этого года и, как рассчитывает Спиру, должны привести к резолюции, поддерживающей его требования."Если власти превратили святую церковь во что-то другое и нарушили права верующих, они рано или поздно будут осуждены общественным мнением", - считает Спиру.Впрочем, он не склонен вдаваться в вопрос, следует ли, например, возвратить Парфенон современным язычникам или христианам (на протяжении тысячи с лишним лет Парфенон был церковью), или мусульманам (здесь также была мечеть), или все-таки оставить музеем, как сейчас.По мнению Спиру, в случае со святой Софией, в отличие от других памятников, "вопрос совершенно ясный - Святая София никогда не была мечетью, поскольку в мечеть ее превратили насильственно после завоевания Константинополя в 1453 году турками".Одновременно Спиру признает, что музейный статус Софии, сделал более доступным для обозрения сокровища церкви (в частности, архитектурное убранство и знаменитые мозаики). Но при этом отказывается признать статус музея удовлетворительным.На его взгляд, Святая София - "матерь-церковь" для всех христиан, и именно поэтому там следует возобновить службы. Он также рассчитывает, что и мусульмане Турции могут принять такой вариант, поскольку ислам разрешает верующим молиться в христианских храмах.Спиру подчеркивает свою независимость от интересов православной церкви."Я сам в церкви бываю раз в год. Когда мне было 12 лет, я рассказал на исповеди нашему деревенскому священнику, что стащил две дыни. Священник меня "заложил" сторожу бахчи, а тот меня поколотил. С тех пор мои отношения со священниками стали более прохладными", - повествует Спиру.Он настаивает, что вопрос о статусе Святой Софии - это вопрос прав человека, а не только церковной или политической жизни.Организация, возглавляемая Спиру, имеет отделения в США и Греции, планируя распространить свою деятельность на другие страны, в том числе и на Россию. "Для нас поддержка россиян очень важна", - говорят в организации, которая уже насчитывает сотни членов.Организация старается не ассоциировать себя с Грецией и заявляет, что не поддерживает отношений с правительством какой-либо страны.Совет дистанцируется и от раскрученной в Интернете инициативы по сбору подписей за то, чтобы вновь сделать Святую Софию церковью. Организаторы Интернет-голосования заявили, что собрали сотни тысяч подписей под своей петицией."Это во всех отношениях вредная инициатива. Подписи планируется сдавать в Совет Европы, который такие петиции не принимает. Кто и как подсчитывает голоса, непонятно. Кроме того, организаторы голосования пытаются угрожать Турции и ставить ей ультиматумы, увязывая ее вступление в ЕС с вопросом о Святой Софии. Это неправильно. На Турцию следует не давить, а убеждать турецкое общественное мнение", - говорит один из представителей "Совета по освобождению Святой Софии".Пока члены Совета сосредоточились на убеждении американского общественного мнения при помощи слушаний в Конгрессе. Как заявил влиятельный конгрессмен Том Лантос (Tom Lantos), "ситуация вокруг Святой Софии - один из наиболее важных вопросов, которые когда-либо рассматривались в Совете по правам человека при Конгрессе США".Православный храм Святой Софии - Премудрости Божией был построен в Константинополе (ныне Стамбул) в VI веке при византийском императоре Юстиниане. На протяжении многих столетий Святая София была главным храмом Византийской империи. В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель, сразу же после взятия Константинополя, велел обустроить в церкви мечеть.Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем.Святая София является признанным шедевром средневекового зодчества. Ее огромный купол диаметром в 31 метр на протяжении многих веков восхищал путешественников, а сама церковь на протяжении примерно тысячи лет была самым высоким зданием в мире, не считая египетских пирамид. Церковь украшена бесценными мозаиками, которые считаются наиболее значительными примерами византийской монументальной живописи.
26.07.2007
Комментарии
Добавить комментарий
|
Статьи об искусстве
| 18.08.2006 14:20:55 ПОЛИКЛЕТ. СТАТУЯ ДОРИФОРА. РИМСКАЯ КОПИЯ. Ок. 440 г. до н. э. Неаполь. Национальный музей
Великие создания культуры Древнего Востока были в подавляющем большинстве анонимны. Лишь изредка встречаем мы случайные имена, и не ими отмечен исторический ход развития искусства. Но, когда мы вступаем на почву Древней Эллады, г нас встречает целое созвездие великих художников. И это не только имена, это уже отчетливо рисующиеся творческие личности, со своими идеалами, системой приемов, создатели школ. В этом одна из характернейших особенностей духовной...
| | 18.08.2006 20:33:49 ПОРТРЕТ ЧЕТЫ АРНОЛЬФИНИ. 1434. Лондон. Национальная галерея Ян ван Эйк /ок. 1390—14411.
В то время как итальянская культура Ренессанса, создав культ совершенной и свободной личности, возвысила человека над миром, на севере Европы, где было еще таким сильным влияние средневековой религиозности, человек мыслился лишь частицей огромного мироздания. Но если прежде и мир, и земной человек воспринимались как нечто ничтожное и даже презираемое перед лицом всемогущего божества, то теперь, в преддверии Возрождения, действительность приобрела в глазах художников самостоятельную ценность, правда, как творение бога, и потому такое прекрасное.
|
Наша галерея искусства
- Государственная Третьяковская Галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье… - Западноевропейская и Американская живопись из музеев США
На этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.
- Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прошлого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.
|