СВ. СЕБАСТЬЯН. Ок. 1570. Санк-Петербург. Государственный Эрмитаж Тициан /1487/90—15761.
Статьи об искусстве
->
Среднее
В отличие от других итальянских городов Венеция сохранила в XVI веке политическую и экономическую независимость как от французского короля и немецкого императора, так и от власти римского папы. Город был центром передовой культуры, науки, торговли, кораблестроения и мореходства. Торгово-пиратская и ростовщически-банковская жизнь Венеции, связанной морскими путями и с Левантом, и с Африкой, и с другими областями Средиземноморья, придавала ей особенную, ни с чем не сравнимую атмосферу безудержной роскоши. Тут, где мраморные дворцы и храмы, увенчанные золотыми куполами и башнями, как видения возникали из морской пучины, где пышность Востока сочеталась с ясной гармонией Ренессанса, Тициан провел почти всю свою долгую жизнь. Сограждане живописца даже в картинах на религиозные сюжеты хотели видеть роскошь, окружавшую их в быту. Идеал земной красоты человека в эпоху позднего Ренессанса обрел в Венеции свою вторую родину, а в творчестве Тициана, первейшего колориста Италии, — совершенную форму воплощения. Полотна художника, где живут пышные красавицы, ученые и поэты, могущественные правители, всегда переполнены золотом искрящихся бликов, живым движением и свежестью цвета. «Колористические симфонии» Тициана насквозь пропитаны чувственно-языческим ощущением великолепия мира. «Св. Себастьян», одна из поздних работ Тициана, был написан, когда в гармонический строй души мастера на закате его жизни пришло ощущение неблагополучия того мира, который он всю жизнь утверждал своей кистью. Уходила в прошлое беспечность венецианской жизни. В это время один за другим под натиском захватчиков итальянские города прощаются со своей независимостью. Теперь только ветераны ренессансного гуманизма стремятся по-прежнему утвердить величие и благородство человека.
Стойким и прекрасным предстает на полотне Тициана святой Себастьян, юноша воин, который согласно христианской легенде предпочел мученическую смерть измене своим убеждениям. Его полуприкрытые глаза выражают не столько физическую боль, причиняемую вонзившимися стрелами, сколько нравственную муку; Себастьян не рвется из пут — ему не уйти из плена, ведь весь мир утопает в туманах и во мраке. Величавый герой обречен, но не сломлен. Все — и низкий горизонт, над которым, как мощная колонна, возвышается фигура юноши, и пропорции его тела, напоминающего тело античного атлета, и спокойствие его движений — говорит о величии духа Себастьяна.
Противоречивые настроения Тициана запечатлены в этом холсте. Картина насыщена глубоким драматизмом. Чем-то беспокойным, тревожным веет и от фигуры, изображенной в сложных, динамических поворотах корпуса, рук и ног, и от вечернего, заревого пейзажа, звучащего глуховатой музыкой предельно напряженного цвета.
Художник открывает нам свои мысли и чувства не столько, в сущности, очень простой композицией и даже не тем, как трактован образ, а живописной структурой полотна. Игра охристо-зеленоватых, мерцающих в тени горячей медью красочных мазков, отблески угасающей зари, последние вспышки которой неровным светом пробегают по набедренной повязке Себастьяна, его торсу и лицу, зарево заката, что опалило кромки облаков, — вся сложная фактура картины, кажется, вибрирует и живет. На первый взгляд своевольным, но в то же время точным мазком художник создает форму за формой, которые оживают в волнах золотистого трепещущего света, как бы овеществляя приливы и отливы энергии старого мастера. Разработанная Тицианом техника письма, кажущаяся импровизационной, открыла новую страницу в развитии европейской живописи.
Изумленные современники Тициана говорили, что художник «покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Я сам видел, — пишет один из тех, кто бывал в мастерской Тициана, — такие энергично сделанные подмалевки, исполненные густо насыщенной кистью... Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывал рельеф освещенных частей... Заложив эти драгоценные основы, он поворачивал свои картины лицом к стене и порой оставлял их в таком положении месяцами, не удостоив их даже взглядом: когда он брал их снова в работу, он разглядывал их с суровым вниманием, точно это были его злейшие враги, дабы увидеть в них какие-либо недостатки... Он покрывал затем эти остовы, представлявшие своеобразный экстракт из всего наиболее существенного, живым телом, дорабатывая его... до такого состояния, что ему, казалось, недоставало только дыхания... Последние ретуши он наводил ударчиками пальцев, сглаживая переходы от ярчайших бликов к полутонам и втирая один тон в другой... К концу он поистине писал более пальцами, нежели кистью».
Следуя взглядом по красочным водоворотам холста, мы начинаем проникать не только в живописную лабораторию художника, но как бы ощущаем поток быстро сменяющих одна другую мыслей и чувств, некогда пережитых Тицианом, — ощущаем биение его пульса. То, глядя на титаническую фигуру Себастьяна, мы обретаем уверенность, то падаем духом, погружаясь в мир картины, затянутой густой мглой вечера. «Св. Себастьян» Тициана — замечательное по силе драматического чувства воплощение того сложно-противоречивого мироощущения последних десятилетий Возрождения, в котором все сильнее и сильнее начинали звучать трагические ноты, сочетаясь со все еще могучим утверждением красоты мира и человека.
Автор - М. В. АЛПАТОВ
18.08.2006
Комментарии
Добавить комментарий
|
Статьи об искусстве
| 18.08.2006 14:09:58 ИЗОБРАЖЕНИЕ БИЗОНА. РОСПИСЬ В ПЕЩЕРЕ АЛЬТАМИРА. Испания
Начало художественного творчества человека относится к древнейшим этапам его истории. Во всяком случае, его первый «расцвет» засвидетельствован памятниками, относящимися к эпохе верхнего палеолита — древнего каменного века, когда люди не знали еще ни скотоводства, ни земледелия и в суровой борьбе с природой добывали пропитание собирательством, охотой и рыбной ловлей.
| | 18.08.2006 20:24:06 СПЯЩАЯ ВЕНЕРА. Ок. 1508. Дрезден. Картинная галерея Джорджоне /ок. 1477—1510/.
Безмятежным покоем и какой-то особой мечтательной задумчивостью веет от этой картины, написанной венецианским художником Джорджо ди Кастельфранко, прозванным Джорджоне. На переднем плане, у самого края картины покоится объятая легкой дремой обнаженная молодая женщина. Позади расстилается пейзаж — небольшие холмы, плавно уходящие вдаль, дома на пригорке справа, несколько деревьев, голубые скалы...
|
Наша галерея искусства
- Государственная Третьяковская Галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье… - Западноевропейская и Американская живопись из музеев США
На этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.
- Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прошлого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.
|