СМЕРТЬ МАРАТА. 1793. Ж.-Л. Давид /1748—1825/. Брюссель. Королевский музей изящных искусств
Статьи об искусстве
->
Среднее
13 июня 1793 года подосланная роялистами девушка Шарлотта Корде убила ударом кинжала одного из наиболее непримиримых вождей революции, Марата. Она проникла в дом «Друга народа», как его называли, под видом просительницы. Больной Марат принял ее, находясь в ванне, которую ему предписывали врачи, и тут был нанесен ему предательский удар. Весть об убийстве быстро распространилась повсюду. Конвент, высший орган революционной власти, услышал о гибели одного из самых любимых народом руководителей в тот же день во время заседания. И тогда поднялся член Конвента художник Давид и поклялся увековечить память Марата своим искусством-
Через четыре месяца — 16 октября Давид показал готовую картину в Конвенте. Принося ее в дар народу, он произнес речь: «Граждане, народ вновь взывал к своему другу, звучал его скорбный голос, он обращался к моему искусству и хотел вновь увидеть черты своего верного друга. «Давид! — вскричал он, — возьми свои кисти, отомсти за нашего друга, отомсти за Марата; пусть его побежденные враги еще раз побледнеют, увидев его искаженные черты; заставь их завидовать участи того, кого они подло убили, не сумев развратить». Я услышал голос народа и повиновался ему».
В этой подчеркнуто торжественной речи Давида как в капле воды отразился стиль того сурового и героического времени. Вдохновленные республиканскими идеалами греко-римской древности, деятели революции искали опоры в античных примерах самоотверженной доблести и гражданской добродетели. В искусстве этот стиль воплотился в отвлеченно-благородных формах классицизма. Его лидером во Франции был Давид, еще до революции прославившийся большими композициями на античные сюжеты, а в дни революции ставший, кроме того, непосредственно политическим деятелем — активным членом Национального Конвента.
Взяв на себя задачу увековечить образ Марата, Давид оказался перед немалыми трудностями. Надо было найти способ сочетать изображение конкретного события с торжественностью надгробного реквиема, выдержанного в строгих нормах классицистического стиля. Давид блестяще справился с этой задачей, создав композицию, не имеющую себе аналогий в искусстве классицизма.
Картина воспроизводит ситуацию с документальной точностью. Давид в день убийства побывал в доме Марата и сделал зарисовки с натуры. Только что совершилось убийство. Тело убитого, с кровоточащей раной на груди, безжизненно поникло на край ванны; правая рука с пером свесилась вниз, левая, положенная на приспособленную для работы доску, еще держит письмо Корде, в котором она просит Марата о немедленной встрече. Подле ванны — прямоугольный деревянный чурбан, на котором перо, чернильница, листы письма. Черты лица Марата воспроизведены с портретной точностью; они лишь слегка тронуты чуть заметной гримасой страдания. Все здесь схвачено с достоверностью только что остановленного мгновения: так выглядел убитый «Друг народа» вскоре после рокового удара кинжалом.
Но как бы тщательно ни воспроизводил художник происшедшее, с какой бы осязательной точностью ни фиксировал немногочисленные детали, с какой бы энергией ни моделировал четко проработанные объемы тела, складок ткани, композиция не производит впечатления протокольной документальности. При всей подчеркнутой простоте антуража, которая была столь характерна для быта Марата, картина создает впечатление возвышенной торжественности и трагически строгого безмолвия.
Драма уже окончилась. На сцене остался лишь мертвый герой. Время, кажется, замерло перед этим зрелищем неотвратимо наступившей смерти. Ничего больше не происходит здесь, на месте совершившейся трагедии.
Давид сумел возвысить свой образ до степени вечного реквиема по погибшему. Почти квадратный формат полотна определяет сдержанно-четкие ритмы композиции. Все построено на подчеркнутом сопоставлении горизонтальных и вертикальных линий. Только движение торса и правого предплечья нарушает моно тонную торжественность прямых углов, их вместе с тем еще более оттеняя. Больше половины: полотна сверху занято пустым пространством стены, что придает особую пластическую отчетливость нижней части композиции, воспринимающейся как скульптурное изображение. Классицистическое стремление к законченной ясности форм служит здесь чувству молчаливой скорби. Ничто не должно нарушать этого бесконечно длящегося безмолвия. Увековечивая момент гибели Марата, Давид вместе с тем создает как бы выключенный из времени памятник герою, павшему, в сущности, в битве, которую вела революция со своими врагами.
И зритель уже не воспринимает подробности изображения как документальное описание ее вершившегося. И ванна Марата видится теперь погребальным саркофагом, и простыни — пеленами. И их холодная белизна вместе с зеленым цветом покрывала оттеняет уже потухающие теплы оттенки, которыми написано тело убитого. Завершающий аккорд дает лаконичная надпись, начертанная художником на деревянном обрубке справа: «Марату — Давид».
Нужно действительно отдать должное художнику. Он исполнил живописный памятник герои не прибегая ни к выспренности мотива, ни столь любимым в эпоху классицизма искусственным аллегориям. На гребне революционных битв Давид сумел создать монументальное полотно, где самая неприкрашенная правда органически слилась с подлинной, не наигранной возвышенностью настоящего «большого стиля».
Автор - М. В. АЛПАТОВ
18.08.2006
Комментарии
Добавить комментарий
|
Статьи об искусстве
| 18.08.2006 14:18:08 СКИФСКАЯ ЗОЛОТАЯ ЗАСТЕЖКА. VI—V в. до н. э. Санк-Петербург. Государственный Эрмитаж
В Эрмитаже хранится большая коллекция золотых вещей, так называемое «сибирское золото». История этой коллекции восходит ко временам Петра I. Узнав, что в Сибири «добывают» из старых могильников различные украшения из золота, царь распорядился, чтобы сибирский губернатор скупал всякие «куриозные вещи» и в сохранности доставлял в Петербург. Так было собрано множество диковинных украшений, выполненных весьма искусно.
| | 18.08.2006 20:32:34 ПОХИЩЕНИЕ ТЕЛА СВ. МАРКА. Ок. 1562. Венеция. Галерея Академии художеств Тинторетто 11518—15941.
Якопо Робусти, прозванный Тинторетто, жил и творил в Венеции тогда, когда трагические противоречия в жизни итальянского общества уже разрушили представления ренессансного гуманизма о господстве прекрасного и сильного человека над миром, о радостно-героической жизни личности. Живопись Тинторетто, полная резких световых контрастов, бурных, как бы незавершенных жестов...
|
Наша галерея искусства
- Государственная Третьяковская Галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье… - Западноевропейская и Американская живопись из музеев США
На этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.
- Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прошлого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.
|