ПОЛУЧЕНИЕ ПИСЬМА. Терборх 11617—16811. Санк-Петербург. Государственный Эрмитаж
Статьи об искусстве
->
Среднее
После победы буржуазной революции в Нидерландах голландская реалистическая живопись пеое-живает свой блестящий расцвет. Буржуазия Северных Нидерландов (иначе — Голландии), как некогда молодая флорентийская буржуазия, жаждет видеть себя запечатленной в произведениях искусства. В этот период живопись завоевывает новую область — она открывает образ обыкновенного человека, изображенного в его повседневном окружении.
Большое развитие получает жанровая живопись.
Вначале бывшее широко демократическим, голландское искусство уже к пятидесятым годам XVII века все чаще обращается к быту крупной с торговой аристократии, перенимавшей теперь вкусы и привычки рафинированной французской рафинированной культуры. Однако при известной тематической ограниченности голландские живописцы достигают не только вершин в технических возможностях масляной живописи воспроизводить видимый мир, но и неподражаемой тонкости в раскрытии поэзии повседневного. «Получение письма» Герарда Терборха, одного из крупнейших жанристов Голландии, привлекает внимание изысканным совершенством живописного языка и простотой сюжета. В самой затененной части композиции, от которой исходит ощущение камерной замкнутости, недоговоренности и легкой грусти, мы замечаем почти сливающуюся с фоном фигуру посланца. Он стоит у стола, покрытого тяжелым ковром, материальная фактура которого воспроизведена безупречным сочетанием красных тонов, переходящих в тенях в темно-коричневый и в теплый зеленый. Благородство спокойных охристых и коричневых тонов подчеркивает звучную ноту алого цвета. За спиной у почтальона глухо мерцает старое золото рамы, обрамляющей портрет, вероятно, какого-то славного родственника молодой дамы, склонившейся над письмом. Мягкий женственный изгиб ее спины, переходя в линию шеи и высоко поднятой, аккуратно уложенной прически, создает музыкальную напряженность рисунка и позволяет ощутить пластическую грацию этой фигуры.
Умеренность и даже скупость в выражении эмоционального состояния сцены полностью компенсируется живописным богатством виртуозно написанных драпировок и особенно платья. Здесь Терборх буквально обрушивает на зрителя все великолепие своей палитры. Иллюзорно воспроизведен шелк изысканного лимонного оттенка, тщательно переданы складки одежды. В затененных частях и там, где ткань платья принимает рефлексы от густо-алого ковра, шелк загорается оранжевым цветом, еще более оттеняющим его общий холодный тон. При внимании к каждой детали, к меняющимся и переливающимся оттенкам цвета Терборх вместе с тем не теряет цельности композиции, построенной на дополняющих друг друга больших теплых и холодных пятнах, придающих небольшому по размеру полотну почти монументальную значительность. Благодаря этому строго организованный, камерный мир сцены наполняется поэзией простого и светлого чувства удовлетворенности, которое могло бы стать самодовольно-мещанским, если бы в картине Терборха не было живого восхищения бытием.
Автор - М. В. АЛПАТОВ
18.08.2006
Комментарии
Добавить комментарий
|
Статьи об искусстве
| 18.08.2006 14:16:53 РОСПИСЬ ВИЛЛЫ ЛИВИИ У ПРИМА ПОРТА. Ок. рубежа н. э. Рим. Музей Терм
В Древнем Риме не только общественные здания, но и городские дома, и загородные виллы богачей щедро украшались живописью — фресками и мозаиками. Эти росписи носили, как правило, декоративный характер, хотя в них зачастую использовались и сюжетные композиции. Мы знаем древнеримскую живопись прежде всего по раскопкам в Помпеях. Однако и в других местах — в самом Риме и его окрестностях, в далеком африканском Карфагене, в заальпийских городах империи и т. д.
| | 18.08.2006 20:30:13 СВ. СЕБАСТЬЯН. Ок. 1570. Санк-Петербург. Государственный Эрмитаж Тициан /1487/90—15761.
В отличие от других итальянских городов Венеция сохранила в XVI веке политическую и экономическую независимость как от французского короля и немецкого императора, так и от власти римского папы. Город был центром передовой культуры, науки, торговли, кораблестроения и мореходства. Торгово-пиратская и ростовщически-банковская жизнь Венеции, связанной морскими путями и с Левантом, и с Африкой, и с другими областями Средиземноморья, придавала ей особенную, ни с чем не сравнимую атмосферу безудержной роскоши. Тут, где мраморные дворцы и храмы, увенчанные золотыми куполами и башнями...
|
Наша галерея искусства
- Государственная Третьяковская Галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье… - Западноевропейская и Американская живопись из музеев США
На этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.
- Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прошлого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.
|