ШУБКА. Ок. 1638—1640. Рубенс /1577—1640/. Вена. Художественно-исторический музей
Статьи об искусстве
->
Среднее
Из темного фона узкого полотна вырастает светлая фигура молодой пышногрудой красавицы. Она изображена полуобнаженной, во весь рост, так, что голова ее немного не достает до верха картины, а ноги, остановившиеся в легком незавершенном шаге, почти касаются нижней грани полотна.
Формы тела, моделированные пластической массой, образуют единый светящийся живописный поток. Шея, волосы, кисть правой руки, икры ног мягко уходят в тень, как бы погружаясь в податливый мех. Горячий подмалевок и красные рефлексы в тенях как бы размывают границу между фигурой и окружением. Фон становится живописным пространством, средой, которая «втягивает» в себя тело, чтобы затем с еще большей энергией возвратить его сверкающую поверхность глазу, дать восхититься голубыми полутонами груди, звонкой медью волос, оттенками белого на драпировках и руках. В игре освещенных и затененных объемов живет, движется, будто на глазах созидается, образ.
Женщина изображена в сложном, винтообразном повороте. Ритм форм пространственно организует холст и служит его пластическому богатству. Тяжелая и темная масса шубы, контуры которой мягко сливаются с телом, с поблескивающим на манжетах золотым шитьем, еще более подчеркивает такое естественное на первый взгляд, но, в сущности, очень непростое движение, поворот, делающий пышную женскую фигуру легкой и грациозной.
Рубенс, который особенно любил высоко поднятую линию горизонта, на этот раз избирает точку зрения снизу, так возвышающую его модель.
Питер Пауль Рубенс — «король живописи» XVII века, опытный дипломат, образованнейший ученый-гуманист, необыкновенная по мощи и яркости энциклопедическая личность, чьей дружбы искали лучшие умы Европы, — счастлив прославить своей кистью любимую жену, неподражае-<мую и единственно прекрасную Елену Фоурмен. Любовь к ней столь велика, что здоровая фламандская чувственность художника преображается в торжественное и благоговейное служение ее земной красоте.
В «Шубке» стиль позднего Рубенса достиг полной свободы и совершенства. Фигура Елены, совсем мало освещенная, сама как бы излучает свет. Цветущее тело написано тончайшими оттенками голубых, розовых, сероватых и палевых тонов, сплавленных в единую жемчужную симфонию. Техника живописи доведена до высшей степени рафинированности: поверх основного розового тона положены голубоватые и теплые зеленоватые тени, а наиболее затененные места мерцают красноватыми рефлексами. Каждый мазок, каждый нюанс необходим и безусловен. Над входом в антверпенский дом Рубенса написаны слова римского поэта Ювенала: «В здоровом теле — здоровый дух». Это изречение как нельзя более точно характеризует жизненное и творческое кредо фламандского живописца. Под его радостной и виртуозной кистью античные и библейские легенды оживали и превращались в жизнеутверждающее, праздничное зрелище. Изобилен живописный мир Рубенса. Тела богов, людей и животных, написанных в сложнейших ракурсах, сплетаются в могучем потоке. Их тяжелые, нерасчлененные массы движутся в безграничном пространстве. Горячие тона его композиций еще более оттеняются голубым и бело-розовым мерцанием одежд и драпировок. В его неистовых полотнах разверзаются небеса, трубят ангелы, земля цветет буйным весенним цветением, а из морской пучины появляются нереиды. 1610—1620 годы в творчестве самого блистательного художника XVII столетия были временем особенно ярких его успехов. Слава его быстро росла, он не знал отбоя от заказов. Сын буржуа, он становится камергером правительницы Нидерландов эрцгерцогини Изабеллы, выполняет ответственные дипломатические поручения. XVII век был временем глубоких социальных конфликтов и потрясений. Новые буржуазные отношения расшатывали старый феодальный порядок почти во всех европейских странах. В Нидерландах вся жизнь и вся культура еще дышала воздухом недавней революции. И хотя южная часть страны осталась под властью Испании, фламандские города стали средоточием интенсивной экономической и общественной жизни. Искусство чутко откликнулось на драматические противоречия эпохи. Идеально гармонический мир Ренессанса сменился пронизанным острейшими контрастами, пышным и бравурным стилем барокко, передающим языком динамичных пластических форм сложные столкновения двух эпох, противоборство различных социальных сил. На смену ренессансному идеалу объективной гармонии и ясности приходят поиски субъективного начала в человеке, который более не мыслится центром мира, его разумным венцом, а ощущается частью стихийных природных сил. Основой изображения делается экспрессивное движение масс, динамическое чередование световых и цветовых пятен. Стиль барокко тяготел к натуралистической передаче чувственного облика мира наряду с помпезностью и повышенной декоративностью композиций. Но художники XVII века при всем их пристрастии к театральным эффектам умели передавать и тонкие душевные движения, им не чуждо было лирическое переживание живой красоты окружающего мира. Фламандское барокко, главой которого был Питер Пауль Рубенс, отличалось особым чувственно-осязательным восприятием мира. Рубенс, как никто другой, умел вдохнуть подлинную жизнь и настоящую поэзию в условные мифологические образы «большого стиля».
Но вот осталась позади полная блестящих триумфов молодость. Рубенс стремится изменить весь уклад своей жизни. В 1630 году, через четыре года после смерти первой своей супруги Изабеллы Брант, чья утрата, как писал художник своему другу Пейреску, «поражает меня до самых глубин моего существа», пятидесятитрехлетний Рубенс решает жениться на своей шестнадцатилетней племяннице Елене Фоурмен. Вскоре после этого Рубенс добивается долгожданной отставки от дипломатических поручений. Теперь он принадлежит только своему искусству и Елене. Бесконечно он пишет и рисует ее, изображая в виде Сусанны, Венеры, Андромеды или вакханки. Но, наверное, наиболее полно его восхищение своей «идеальной моделью» запечатлено в «Шубке» — последнем портрете Елены, который был написан Рубенсом в течение 1638— 1640 годов. Этот портрет — прославление женщины, не только физической, но и духовной ее красоты, которая для художника была такой же великой стихией, как огонь, воздух, вода, как земля родной Фландрии.
Любовь к Елене сделала Рубенса проще и мягче, а его искусство — утонченней и задушевней. Создатель картин, полных преувеличенного пафоса и изобильных форм, в последние десять лет приоткрыл свою душу в просветленных, дышащих монументальным, ясным приятием жизни полотнах и рисунках.
Рубенс так любил эту свою работу, что в завещании, составленном 27 мая 1640 года, за три дня до смерти, среди произведений, не подлежащих разделу между наследниками, прежде всего была названа «Шубка». Полотно — эхо его любви к Елене, наполнившей счастьем последние десять лет жизни художника, — должно было всегда принадлежать ей.
Автор - М. В. АЛПАТОВ
18.08.2006
Комментарии
Добавить комментарий
|
Статьи об искусстве
| 18.08.2006 14:22:07 «ТРОН» ЛЮДОВИЗИ. ГРЕЧЕСКИЙ РЕЛЬЕФ. 2-я четверть V в. до н. э. Рим. Музей Терм
Древний миф рассказывает, что богиня любви и красоты Афродита родилась из морской пены. Юные прислужницы — коры приняли «пенорожденную», помогая ей подняться на берег. Неизвестный скульптор изваял эту сцену в рельефе, украшающем массивный мраморный блок, найденный на территории виллы Людовизи в Риме и первоначально принятый за обломок трона. Этот замечательный памятник классического греческого искусства на самом деле скорее всего постамент алтаря, стоявшего некогда в одном из святилищ Афродиты. Он дошел до нас сильно поврежденным, отбита верхняя часть изображения.
| | 18.08.2006 20:35:28 АЛТАРЬ ПОРТИНАРИ. Ок. 1476—1477. Флоренция. Галерея Уффици Гуго ван дер Гус /ок. 1435/40—1482/.
В «Алтаре Портинари», написанном около 1476—1477 годов нидерландским художником Гуго ван дер Гусом, наиболее значительным мастером из последователей Яна ван Эйка, перед зрителем оживала евангельская легенда о рождении Христа. Написанный по заказу Томмазо Портинари, купца, агента флорентийского банкирского дома Медичи в Брюгге, алтарь состоит из трех частей: центральной, где, собственно, и показано чудо рождества, и двух боковых створок, на которых представлены свидетели этого чуда.
|
Наша галерея искусства
- Государственная Третьяковская Галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье… - Западноевропейская и Американская живопись из музеев США
На этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.
- Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прошлого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.
|