ПОРТРЕТ ФЕДЕРИГО ДА МОНТЕФЕЛЬТРО. 1472. Флоренция. Галерея Уффици Пьеро делла Франческа /ок. 1420—14921.
Статьи об искусстве
->
Среднее
Чеканный профиль сурового человека звонким пятном горит на фоне светло-зеленого неба. Как на античной гемме, застыл почти что уродливый, но странно-притягательный образ властного и гордого урбинского герцога. Вдали виднеются плавные линии холмов италийской земли. Туман размывает очертания гор и тает над зеркалом притихшей реки. Мягкие, светозарные краски пейзажа рождают настроение торжественной сосредоточенности и покоя. Художник избрал низкий уровень горизонта, и потому Федериго возвышается над спокойным и безбрежным миром. Пьеро делла Франческа создал образ сильной, полноценной личности, исполненной внутреннего достоинства.
В эпоху Ренессанса, когда вера в безграничные возможности личности была непоколебимой, перед искусством стала задача создать идеальный портрет, который воплотил бы представление о совершенном и свободном человеке. Суть художественных устремлений той поры заключалась в утверждении человека в центре всего мироздания.
Образ Федериго монументально масштабен; в нем отразился культ «доблестного» характера, напоминающий об идеальных героях античности. В те времена Италия была разъята на множество карликовых государств — княжеств, городских общин и коммун, которые бесконечно воевали друг с другом и поэтому всегда нуждались в наемных войсках. Федериго, как и его дед и отец, был кондотьером; так назывались военачальники, которые владели собственными вооруженными отрядами и служили тем, кто их нанимал. Род Монтефельтро жил для войны и на средства, добытые в войнах.
Но ошибочно было бы представлять себе Федериго грубым и недалеким воякой. Он был подлинно ренессансным человеком, и в нем самым удивительным для нас и вполне естественным для того времени образом уживались удачливый военачальник и страстный ценитель античной культуры, расчетливый дипломат и щедрый покровитель художников, глава государства и влюбленный в математику исследователь. Таким был правитель Урбино.
В XIV—XV веках людей, выступавших против средневековой догматики, провозглашавших свободу человека, преклонявшихся перед его разумом и красотой, называли гуманистами. Федериго был учеником прославленного гуманиста Вит-торино да Фельтро. Это на его уроках узнал Федериго о прекрасных богах и богинях языческой Эллады, на его уроках постиг, что физическая и духовная красота человека является высшим творением природы. Культ античной культуры и почитание человеческого знания царили в урбинском дворце.
Всегда желанными гостями в Урбино были архитекторы и художники: Альберти, Франческо ди Джордже, Мелоццо да Форли, Браманте, Пьеро делла Франческа. Дружба с Пьеро в высшей степени импонировала владельцу Урбино, который высоко ценил как искусство художника, так и его математические интересы.
Как многие художники его времени, Пьеро делла Франческа происходит из ремесленной среды. XIV—ХУвека в Италии были временем интенсивного формирования городской культуры, когда из безликой массы ремесленников стали выделяться яркие индивидуальности. Обретая чувство собственного достоинства, они осознавали себя художниками — творцами прекрасных произведений. Это было то новое, что Ренессанс принес в культуру Европы, ибо средние века почти не знали имен создателей соборов, книг и скульптур.
В 30-е годы Пьеро учился во Флоренции, где, сблизившись с архитектором и теоретиком Леоном Баттистой Альберти, овладел теоретическими основами линейной и воздушной перспективы, учением о пропорциях. Научные знания художник сочетал с живописным восприятием мира. Никто в то время, кроме Пьеро, не умел написать небо столь светозарным и легким, передать не только цвет воздуха, но его прохладу и влажность. Никто не умел краски земли сделать такими светлыми и теплыми. Занятия наукой, поиски гармонии и числовых соотношений отдельных частей композиции никогда не вступали у него в противоречие с колористическим видением мира. Тела людей и предметы художник располагал в математически выверенном пространстве. Одежды его героев упрощены, фигуры решены большими массами. Все части композиции говорят о разумно устроенном, идеальном мире, в котором мерой ценности является человек, свободный духом и окрыленный знанием. В 1443 году честолюбивый Федериго получил от папы титул герцога. Род Монтефельтро процветал. В 1465 (возможно, и позже, в 1472) году Пьеро делла Франческа начал парные портреты самого Федериго и его супруги — Баттисты Сфорца.
Следуя канону портретистов XV века, художник изобразил герцога в профиль. Все детали фона измельчены и растворены в дымке воздуха, с тем чтобы подчеркнуть лаконичную и компактную массу полуфигуры, которая с нарочитой резкостью перекрывает пейзаж. Изуродованный в битвах властный профиль царит над миром. Как драгоценный камень в оправе, замкнута масса лица Федериго в пурпурные пятна одежды и головного убора. Торжественная сосредоточенность господствует в этом портрете, одновременно и беспощадно правдивом и величаво благородном. Пристально всматриваясь в моделированное мягкими полутонами лицо, начинаешь ощущать, что во взгляде герцога горит не только ум и сила правителя, но пытливая мысль гуманиста. Кажется, что узкие губы таят счастливую улыбку погруженного в математические выкладки ученого. Эта прекрасная двойственность и составляет подлинный реализм образа, воссоздает живую личность, позволяет нам сегодня почувствовать неповторимую атмосферу прошедших времен. Словно об этом портрете сказал друг Пьеро — Альберти: «Живопись содержит в себе некую божественную силу; она не только, как говорится о дружбе, заставляет отсутствующих казаться присутствующими, но более того: она заставляет мертвых казаться живыми по прошествии многих веков, так что мы узнаем их, испытывая великое изумление перед художником и великое наслаждение».
Автор - М. В. АЛПАТОВ
18.08.2006
Комментарии
Добавить комментарий
|
Статьи об искусстве
| 18.08.2006 14:16:53 РОСПИСЬ ВИЛЛЫ ЛИВИИ У ПРИМА ПОРТА. Ок. рубежа н. э. Рим. Музей Терм
В Древнем Риме не только общественные здания, но и городские дома, и загородные виллы богачей щедро украшались живописью — фресками и мозаиками. Эти росписи носили, как правило, декоративный характер, хотя в них зачастую использовались и сюжетные композиции. Мы знаем древнеримскую живопись прежде всего по раскопкам в Помпеях. Однако и в других местах — в самом Риме и его окрестностях, в далеком африканском Карфагене, в заальпийских городах империи и т. д.
| | 18.08.2006 20:30:13 СВ. СЕБАСТЬЯН. Ок. 1570. Санк-Петербург. Государственный Эрмитаж Тициан /1487/90—15761.
В отличие от других итальянских городов Венеция сохранила в XVI веке политическую и экономическую независимость как от французского короля и немецкого императора, так и от власти римского папы. Город был центром передовой культуры, науки, торговли, кораблестроения и мореходства. Торгово-пиратская и ростовщически-банковская жизнь Венеции, связанной морскими путями и с Левантом, и с Африкой, и с другими областями Средиземноморья, придавала ей особенную, ни с чем не сравнимую атмосферу безудержной роскоши. Тут, где мраморные дворцы и храмы, увенчанные золотыми куполами и башнями...
|
Наша галерея искусства
- Государственная Третьяковская Галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье… - Западноевропейская и Американская живопись из музеев США
На этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.
- Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прошлого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.
|